24-летнюю Джоанну Ньюсом принято либо люто ненавидеть и списывать ее музыку в разряд скучного высокопарного искусства с претензиями, либо же обожать всем сердцем и считать ее той певицей, величину которой неизбежно докажет время. Причиной такой полярности в оценках является, очевидно, чрезвычайная своеобразность Ньюсом, музыка которой не укладывается ни в рамки нео-фолка, частью которого формально является, ни в какие-либо другие. Оригинальности добавляет и то, что Ньюсом играет не на гитаре и даже не на скрипке, к которым широкая публика привычна, а на арфе, и голос ее слишком высок, чтобы ласкать слух. Однако именно в диссонансе вокала и убаюкивающего инструмента заключено очарование диска Ys — второй по счету пластинки в дискографии Джоанны, но первой, которую критики удостоили чести быть включенной в список лучших пластинок года (в данном случае, 2006-го). Хвалить певицу есть за что — контрастная фактура ее песен вызывает ощущение встречи с чем-то волшебным. Холодное звучание арфы гипнотизирует, в то время как вокал — экспрессивный, волнительный, немного раздражающий, но не вызывающий отвращения — держит слушателя по эту сторону сознания.
Конечно, Ньюсом слишком молода, чтобы раскрыться в полной мере самостоятельно, и магией своей музыки она обязана именитым помощникам. В числе работавших над диском — продюсер Стив Альбини, занимавшийся в прошлом Nirvana и Пи Джей Харви, и композитор Уэн Дайк Паркс, работавший с Брайаном Уилсоном из Beach Boys. Они отвечают за профессионализм этой работы, в то время как душа песен Ys — заслуга самой Джоанны.