Искусство в Киеве будет выше крыши

no image

 Конкурс — первая в этом роде затея благотворительного фонда Eidos, который был основан в 2005 г. Любовью Михайловой, Петром Багрием и небезызвестной в Украине Людмилой Березницкой (владелица арт-галерей Bereznitsky Gallery в Берлине и Киеве) с целью поддержки украинской молодежи в сфере культуры и искусств. И тема, и формат конкурса более чем актуальны для Украины, что подтверждается огромным количеством работ, принявших в нем участие (143 проекта из Украины, России, Беларуси и Германии). Жюри конкурса, в состав которого вошли авторитетные в Украине и за рубежом художники и искусствоведы (Василий Цаголов, Александр Соловьев, Павел Маков и др.), отобрало в финал 21 работу в номинациях «Архитектура/дизайн» и «Современный арт-проект в музейном пространстве» (живопись/графика, скульптура/объект/инсталляция, перформанс, медийное произведение). Казалось бы, все это предвещало насыщенный интересный финал, однако конечный результат — качество идей финальных проектов — оказался несколько разочаровывающим.

Работы в номинации «Арт-объект в современном музейном пространстве» так или иначе реконструировали старые и на сегодня действительно умершие понятия «музей», «произведение искусства», «зритель», «художник», «жанры» и т.д. Авторы работ продолжают развивать те ценности или антиценности, которые были заложены в идею МСМ изначально: постидеологичность, внетерриториальность, интерактивность, изменяемость и т.д. Как известно, первый МСМ был не институцией, а неформальным сообществом — Societe Anonyme. Организовали его в 1920 г. Марсель Дюшан и его подруга Катрин Дрейер, за много лет до появления MoMa (1929 г.) и Гугенхейма (1939 г.). В отличие от своих младших коллег, музей Дрейер не имел ни постоянного месторасположения, ни приверженности к одному или нескольким направлениям. Дрейер постоянно организовывала передвижные выставки, пытаясь продемонстрировать полный спектр и многообразие арта того времени, а не только известные работы и имена. С концептуальной точки зрения, все работы-финалисты конкурса «Эйдос» вмещаются в знаменитый чемоданчик Дюшана, который тот использовал в качестве «личного экспозиционного пространства, которое всегда находится при тебе»…

Работы в номинации «Архитектура/дизайн» можно оценить как удачные цитаты общих мест современной европейской архитектуры. Так, например, «Проект создания современного художественного пространства» в виде судостроительного дока представляет собой инвариант идеи Container City, впервые предложенной известной голландской группой MVRDV. На эту тему даже снят фильм, который при желании можно скачать из интернета (www.mvrdv.nl). Проект Олега Кручинина, в котором предлагается разместить все экспозиционные помещения на крышах старых зданий, по содержанию и форме напоминает вездесущий отель Everland, который был реализован в 2002 г. немецкими архитекторами, а в этом году был представлен на Венецианском биеннале. С другой стороны, конечно, такое вхождение молодых украинских архитекторов в европейский мейнстрим очень обнадеживает.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи