Сергей Минаков, обозреватель отдела «Досуг»
Впервые в истории украинского современного искусства на торгах «Послевоенное и современное искусство» одного из крупнейших аукционных домов Christie’s было продано две картины украинских художников. На первый взгляд, коммерческий успех, которого добились полотно Анатолия Криволапа «Помаранчевый вечер», купленное почти за $20 тыс., и холст Олега Тистола «Яффа» (2010), вплотную приблизившийся к планке в $16 тыс., довольно скромен. Известно, что картина Криволапа «Степь», проданная в начале этого года в Нью-Йорке аукционным Домом Phillips de Pury&Co. за $98,5 тыс., побила рекорд 2009-го, установленный произведением Александра Ройтбурда «Прощай, Караваджо!» ($97 тыс.) на торгах этого же аукционного Дома. Таким образом, Анатолий Криволап стал самым дорогим из ныне живущих современных украинских живописцев.
Достойный дебют Криволапа и Тистола на Christie’s в первую очередь примечателен тем, что эти два художника, подтвердив свою высокую репутацию, добились полноценной рейтинговой оценки одного из двух самых крупных и влиятельных международных аукционных домов. Теперь любой внутренний украинский искусствоведческий «междусобойчик» вряд ли решится оспаривать экспертов Christie’s и манипулировать с расстановкой украинских живописцев в таблицах «самых-самых», составленных на основании непонятно чем продиктованного ранжира.
Специалисты Christie’s, отобрав для торгов работы всего лишь двух украинских художников, тем самым подтвердили их актуальную самобытную оригинальность и в то же время конкурентоспособность на рынке современного искусства. При этом интересно, что даже видный меценат и основатель столичного Музея современного искусства Украины Сергей Цюпко признает, что он практически не пополняет коллекцию своего музея путем приобретения работ на таких аукционах, как Christie’s и Sotheby’s, в основном по причине их дороговизны. Однако понятно, что при создании солидной коллекции современного украинского искусства не всегда удается обойтись только закупкой хотя и интересных, но мало или совсем не «раскрученных» картин непосредственно в мастерских или частных галереях. Конечно, в такой ситуации можно приобретать неплохие работы, но для того, чтобы они заслужили известность и признание на арт-рынке, их неизбежно надо выводить на открытые международные торги.
Художнику сколько угодно можно рассуждать о своей исключительной талантливости, бездоказательно похваляясь «популярностью» и востребованностью своих произведений в среде представителей местной властной элиты, называть головокружительные суммы в валюте, но этот блеф вряд ли заинтересует влиятельные международные экспертные круги. Не секрет, что большинство работ современных украинских художников, как правило, поступает в собрания наших коллекционеров в качестве «подарков». В то же время картины, проданные или провалившиеся на распродажах, так или иначе создают реальное имя своему создателю. Купленная коллекционером на Christie’s работа Ройтбурда, Криволапа или Савадова обладает совершенно иной ценностью и априори не может быть продана по прошлой, а уж тем более — демпинговой, «дорыночной» стоимости. Срабатывает своеобразный «закон спирали»: как правило, подлинные произведения искусства с каждой новой перепродажей неизменно растут в цене, а локомотивом этого процесса были и будут международные аукционные торги.