Сергей Минаков, обозреватель отдела «Досуг»
«Ворошиловград» — жесткий, меланхолический и реалистический роман, посвященный «истории украинского рейдерства». Именно так позиционируется новое произведение Сергея Жадана.
Что скрывать? 36-летнего Жадана называют лидером, «певцом своего поколения» и прочат в современные классики. Ему поют в унисон дифирамбы критики и коллеги по цеху, а зарубежные «голоса» присуждают солидные денежные премии. Похоже, что недалек тот час, когда школьники и студенты будут вынуждены корпеть над его наследием. По сути же, новый роман претендует то ли на захватывающий детектив, призванный отобрать лавры у Конан-Дойля и Сименона, то ли на глубокомысленное исторически-эпохальное повествование. Аннотация интригует: «Однажды ты узнаешь, что твой брат исчез, приятели — финансовые аферисты, а бизнес пытаются перекупить представители подозрительных структур». Вас уверяют, что, в отличие от предыдущих сочинений господина Жадана, на страницах нового романа читатели кроме всего прочего также познакомятся с «интересными аспектами развития джаза на Востоке и Юге Украины». Понятно: ведь эта книга «посвящена малоизвестным страницам культурного становления Ворошиловградщины и Донетчины».
Исходя из вышеизложенного, к чтению приступаешь заинтригованно и с придыханием. Завязка романа крутая и динамичная. Брат главного героя Геры (Германа Королева) без объяснения причин внезапно бросает свой бизнес и уезжает за границу. Этот факт заставляет 33-летнего шалопая Геру, подвизающегося в околополитических структурах, бросить все и, отправившись в родной город, заняться опасным расследованием. На этом интересном месте и… кончается детектив. Дальше надеешься хотя бы на историю. В результате, как в той сказке о разбитом корыте. Ни одна из многочисленных сюжетных линий не доведена до конца. Роман разбивается на несколько невразумительных шизофренических рассказов, разбавленных многочисленными лирическими отступлениями автора (как по мне, в них и заключается вся «ценность» книги), странными отвлекающими футбольно-философскими реминисценциями, инородными вкраплениями курсивом и «важными» сексуальными откровениями. Так мы в подробностях узнаем, что наш «позитивный» герой (или автор?) рано потерял девственность и ныне перебивается случайной «любовью» с малолетками, а также с женщинами изрядного возраста, причем предпочитает секс в мокрой верхней одежде.
Если вы намерены изучать «українську мову» посредством прочтения этого литературного образца, то знайте, что впоследствии вам будет труднодоступна и образная речь Нечуя-Левицкого, и аристократический слог Коцюбинского. Взамен вы закрепите навыки применения матерной ругани, которой без всякой нужды и логики постоянно бравируют тусклые убогие персонажи, и в точности узнаете, какой фирменный лейбл красуется на каждом предмете их одеяния.
Тот, кто все же наберется терпения и доберется до конца дерганого, унылого и сумбурного повествования, с раздражением поймет: его надули. Но издав «Ворошиловград», в «Фолио» явно надеются на чисто финансовые дивиденды. Возможно, их расчет верный. Но если у такой книги найдутся искренние почитатели, то кому завтра суждено поднять флаг на форпосте украинской литературы?