Трамп сливает страны Балтии. Скандинавии и Европе приготовиться?

92577986 nato.jpg 1 Економічні новини

На фоне последних провокаций Москвы против ряда стран Европы, включая балтийскую Эстонию, потерялась очень интересная и настораживающая информация о якобы неоднозначном отношении администрации Трампа к странам Балтии. Балтию в Вашингтоне обвиняют в излишне антимосковской позиции, и складывается впечатление, что делается это с одной целью: «умыть руки», если вдруг Москва начнет агрессию против стран Балтии, а заодно Скандинавии, может быть, и остальной Европы, несмотря на пресловутый пятый параграф договора о создании НАТО.

Прямых публичных заявлений американских должностных лиц на указанную тему, естественно, не было, но есть «сливы», озвучиваемые достаточно серьезными источниками, которым можно не верить, но следует прислушаться.

Указанная позиция США косвенно подтверждается невнятной реакцией администрации Трампа на залет российских истребителей в воздушное пространство Европы, собственно, и на залет дронов сначала в Польшу, а затем в другие страны Европы, прежде всего в Германию и страны Скандинавии.

С одной стороны, НАТО вроде как отреагировала на эти инциденты, пусть даже далеко не самым блестящим образом. Но здесь важна позиция именно Штатов, а она является размытой, неконкретной и противоречивой.

На «Балтийском фронте» – тревожная обстановка

Весьма показательной в указанном смысле является публикация известно обозревателя The Financial Times Гидеона Рахмана, который сразу же ставит вопрос ребром: насколько НАТО привержено защите стран Балтии?.

Отмечается, что на восточном фронте альянса далеко не всё спокойно.

А вопрос о том, насколько НАТО готова защитить Балтию, по мнению Рахмана, наверняка, косвенно задавал Путин, когда российские истребители нарушили воздушное пространство Эстонии.

Официальная позиция НАТО однозначна: альянс, в который входят 32 страны, будет защищать каждый сантиметр своей территории. Эта приверженность наглядно демонстрируется на военной базе Тапа в Эстонии, недалеко от российской границы.

Тапа — что в переводе с эстонского означает «убийство» — когда-то была советской авиабазой. Сейчас это главная база эстонской армии и боевой группы НАТО под командованием Великобритании.

Автор публикации отмечает, что вовремя его недавнего посещения Тапы, туда только что прибыли войска Королевского танкового полка. Вместе с небольшим отрядом из Франции они располагают впечатляющим арсеналом вооружения на базе, включая боевые танки Challenger 2, артиллерийскую систему Archer и бронетранспортеры Griffon.

Британские, французские и эстонские войска имеют единую структуру командования и будут сражаться вместе, если Россия когда-либо вторгнется в Эстонию. Войска в Тапе обучены отражать полномасштабное российское нападение.

Однако западные стратеги считают более вероятным, что Россия сначала будет действовать постепенно, проводя небольшие неоднозначные операции, призванные проверить реакцию и единство НАТО. Нарушение эстонского воздушного пространства соответствует этой схеме, особенно с учётом того, что оно последовало за крупным вторжением российских беспилотников в Польшу.

Некоторые из беспилотников были сбиты самолётами НАТО, и союзники с тех пор развернули больше самолётов на восточной границе.

От себя отметим, что НАТО отреагировала на вторжение в Эстонию, о чем подробно говорилось в публикации Интернет-издания «Экономические Новости» под заголовком «Пока на Западе думали, что делать с российскими самолетами, началось нашествие дронов». Если совсем кратко, то за внешне грозными формулировками о «суровой отплате за посягательство на священные рубежи НАТО», сквозит неуверенность, боязнь эскалации и непонимание, что делать, если Москва начнет реальную агрессию, а Штаты и ряд других стран «не впишутся».

Кроме того, очевидно, что армии стран-членов НАТО не готовы к современной войне, в которой ведущую роль играют дроны, а артиллерия, танки и прочее хоть и не исчезают, но их использование все более зависит от дронов.

Как отмечает Рахман, некоторые члены альянса считают, что в будущем НАТО следует сбивать российские самолёты, нарушающие воздушное пространство альянса. Но другие, особенно в США, полагают, что это приведёт к опасной эскалации конфликта.

Россия может постепенно усиливать свои провокации, чтобы проверить эти скрытые разногласия внутри НАТО.

Один из давно обсуждаемых сценариев — вторжение российских сухопутных войск в одну из прибалтийских стран, возможно, под предлогом защиты этнических русских. Конечная цель Кремля — продемонстрировать, что статья 5 НАТО о взаимной гарантии безопасности бесполезна.

Если россиянам удастся это сделать, они могут попытаться поочерёдно захватить небольшие европейские государства, не сталкиваясь с объединённой мощью НАТО.

Неопределённость в отношении реакции Вашингтона является ключом к прощупыванию Москвы. США обеспечивают около 40% военных ресурсов НАТО в Европе и некоторые из его самых передовых возможностей.

Американские войска также присутствуют в странах Балтии. Недавно артиллерийская часть провела учения на базе в Тапе, и в ближайшее время ожидается прибытие американской танковой роты.

Но если русские когда-нибудь осуществят крупное вторжение в Эстонию или другую страну-член НАТО, возникают очевидные вопросы о том, как отреагирует Дональд Трамп.

Как отметил бывший министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис: «Если произойдёт вторжение и нападение… чего может ожидать Путин? Прибытия шестого флота США в Прибалтику или приглашения на встречу в Аляске?»

Под поверхностью скрывается реальная напряжённость между администрацией Трампа и её балтийскими союзниками. В Вашингтоне автор публикации слышал жалобы на «эстонизацию» европейской внешней политики — это отсылка к тому факту, что Кая Каллас, глава внешнеполитического ведомства ЕС, является бывшим премьер-министром Эстонии.

В некоторых кругах администрации Трампа балтийские страны считаются опасными агрессивными игроками в своих отношениях с Путиным. На недавнем заседании высокого уровня в Пентагоне балтийские чиновники были обвинены в «идеологической» оппозиции России.

Подозрительность между странами Балтии и США взаимна. Недавно в коридорах министерства иностранных дел Эстонии — прямо у кабинетов высших чиновников — была вывешена большая копия результатов голосования на февральских дебатах в ООН по Украине, на которых США проголосовали вместе с Россией.

Послание казалось ясным: не думайте, что Америка Трампа на стороне Балтии. Крупнейшие европейские страны гораздо более последовательны, чем администрация Трампа, в своём настаивании на необходимости противостоять российской агрессии. Но они также очень нервничают по поводу идеи борьбы с Россией без поддержки США — об этом свидетельствует мучительное раздумье о том, можно ли развернуть европейские «силы успокоения» в Украине без американской «поддержки».

Но если НАТО приходится иметь дело с неопределённостью, то и русским — также. Трамп настолько непредсказуем, что его реакцию на международный кризис невозможно предсказать.

Многие наблюдатели за Трампом полагали, что он никогда не санкционирует участие США в бомбардировках Ирана. И тем не менее, именно это он и сделал в начале этого года.

Даже если Америка останется в стороне от кризиса в Балтии, британцы, французы, немцы и канадцы имеют там войска, которые готовы сражаться.

Польша и Финляндия — обе хорошо вооружённые страны — знают, что их собственная безопасность тесно связана с судьбой Эстонии, Латвии и Литвы. Они тоже, вероятно, будут защищать страны Балтии.

Для Путина было бы безрассудной авантюрой проверять готовность стран НАТО защищать восточную границу альянса.

К сожалению, когда российские войска продвинулись на Киев в 2022 году, стало очевидным, что Путин более чем способен на безрассудные авантюры.

От себя обратим внимание, что широко разрекламированное требование Трампа к партнерам по НАТО резко увеличить расходы на оборону как условие дальнейших гарантий США в рамках НАТО, оказалось одним из поводов для администрации Трампа, что «умыть руки» под благовидным предлогом.

Страны Балтии сейчас являются чуть ли не рекордсменами по военным расходам в процентах в ВВП. Поскольку в абсолютном выражении экономики этих стран объективно невелики из-за небольших размеров самих стран, то и расходы в абсолютном выражении невелики, и здесь нужна твердая уверенность в поддержке НАТО, прежде всего США, но Штаты представить жесткие гарантии не особо стремятся.

У Трампа сокращают финансирование безопасности в Восточной Европе

Более того, администрация Трампа прекратит финансировать расходы на европейские программы безопасности, сфокусированные на России, в том числе стран Балтии, о чем пишет The Washington Post.

Это решение, затрагивающее сотни миллионов долларов военной помощи США, вызвало тревогу у союзников по НАТО и возмущение у американских законодателей, которые решительно поддерживают альянс.

Администрация Трампа намерена прекратить долгосрочные программы безопасности для Европы, включая инициативу по укреплению восточного фланга континента от потенциального нападения со стороны России, поскольку она стремится пересмотреть роль Вашингтона в НАТО, согласно шести источникам, знакомым с вопросом.

Это решение повлияет на военную помощь на сумму в сотни миллионов долларов, на которую полагаются некоторые из наиболее уязвимых членов альянса.

Оно встревожило союзников США, которые пытаются понять политику администрации в отношении Европы и её главного противника в Кремле после того, как Дональд Трамп, стремясь к соглашению о прекращении войны на Украине, вытащил лидера России Владимира Путина из дипломатической изоляции.

Между тем американские законодатели сбиты с толку этим шагом.

«Россиян действительно волнуют только американские доллары, американские войска и американский флаг», — сказал европейский чиновник, обеспокоенный тем, какой сигнал посылает Москве сокращение американской помощи.

В своем заявлении Белый дом сообщил, что его решение сократить помощь в области безопасности было «согласовано» с европейцами и соответствует как указу Трампа о переоценке внешней помощи США, так и его «давнему акценту на том, чтобы Европа брала на себя большую ответственность за собственную оборону».

Трамп колебался в своем подходе к Европе на фоне затянувшегося конфликта на Украине, демонстрируя как разочарование, так и теплоту по отношению к Путину, одновременно одобряя планы по поддержке Киева через продажу оружия и гарантии безопасности со стороны США.

Пентагон при Трампе также посылал противоречивые сигналы, по словам нескольких человек, знакомых с вопросом. В июле министр обороны Пит Хегсет встретился с лидерами трех граничащих с Россией стран Балтии — Эстонии, Латвии и Литвы, в ходе которой он высоко оценил их стремление увеличить расходы на оборону. Но за кулисами политический отдел Министерства обороны активно стремился прекратить некоторые программы поддержки.

В Конгрессе, где большинство составляют республиканцы и где двухпартийная поддержка НАТО и Украины остается сильной, помощники выразили недоумение по поводу плана администрации. Они заявили, что неясно, насколько именно это повлияет на финансирование и связаны ли какие-то из этих средств с Украиной.

Помощник сенатора заявил, что Министерство обороны не проинформировало законодателей по этому вопросу.

Среди программ, которые будут приостановлены — Балтийская инициатива по безопасности, направленная на укрепление трех стран Балтии за счет финансирования военной инфраструктуры и обучения. В рамках НАТО Эстония, Литва и Латвия тратят на оборону значительную часть своего ВВП, но их экономика относительно невелика, поэтому финансирование со стороны США очень важно.

Это решение вызовет негативную реакцию Конгресса, где законодатели обеих партий все больше обеспокоены, что администрация Трампа не тратит деньги так, как это закреплено в законе.

По словам людей, знакомых с вопросом, на Капитолийском холме вызывает беспокойство то, что даже если законодатели одобрят выделение средств на европейские программы безопасности, Министерство обороны может перенаправить эти средства без их участия. Это называется «перепрограммированием» и позволяет Пентагону в определенных случаях перемещать небольшие суммы денег без одобрения Конгресса.

За одну ночь Балтия может быть оккупированной

На фоне всего этого нарастают опасения в том, что, в случае войны с Россией, Прибалтика будет потеряна почти молниеносно, и целый ряд стран НАТО предложит не воевать, а переговоры.

К тому же, в Европе слишком много разного оружия, не взаимозаменяемого, и при этом имеются в наличии минимальные запасы этого оружия, которого недостаточно для продолжительной войны.

Кроме того, в Европе имеет место чрезвычайно низкая боеготовность армий, а желание населения защищать самих себя, не говоря о других, находится на исторически низком уровне.

Потому, очень возможно, что одна или даже все три страны Балтии, могут быть оккупированными в течении ночи без единого выстрела, после чего будет уже поздно, что-то делать и что-то решать.

Об этом, основываясь на мнении экспертов, пишет National Security Journal в публикации Рубена Джонсона (Reuben Johnson) «How a Russia vs. NATO War Could Actually Start» или «Как на самом деле может начаться война России и НАТО».

Отмечается, что российские беспилотники, вторгшиеся в Польшу, и самолеты МиГ-31, нарушившие воздушное пространство Эстонии, вновь подняли главный вопрос: как на самом деле начинается война России против НАТО?

9 сентября по меньшей мере 19 российских беспилотников, направлявшихся к целям на Украине, пересекли границу Польши, застав польское командование ПВО врасплох. Во втором инциденте три истребителя МиГ-31 ВКС России (пилотируемые самолёты с экипажами из двух человек) нарушили воздушное пространство Эстонии 19 сентября.

В обоих случаях страны, о которых идёт речь, – Польша и Эстония – призвали к консультациям по статье 4 в соответствии с Уставом НАТО.

Согласно статье 4 учредительного договора НАТО, «члены могут выносить на обсуждение Североатлантического совета любой вопрос, вызывающий обеспокоенность, особенно связанный с безопасностью страны-члена». С момента создания Альянса в 1949 году статья 4 применялась всего девять раз.

Предполагается – и это отнюдь не лишено оснований – что именно так может начаться война с Россией. Как заявил министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна, «это было серьёзным нарушением со стороны России».

«Три истребителя МиГ-31 вошли в воздушное пространство НАТО на 12 минут», — добавил Цахкна. – НАТО действовало очень адекватно и по всем правилам. Но если посмотреть на действия России, то станет ясно, что она оказывает всё большее давление на НАТО».

«Россия испытывает НАТО и единство Европы. Восточный фланг берёт на себя всё больше ответственности. Мы — первая линия [обороны]», – отметил Цакхна.

Те, кто оценивает потенциальные результаты конфликта России и НАТО, часто занимаются тем, что в оборонном бизнесе презрительно называют «подсчётом денег». У кого больше танков, кто больше тратит на оборону, сколько систем вооружения у союзников? Это не всегда продуктивная отправная точка для оценки потенциала противника, способного создать проблемы, или того, как этому противнику противостоять.

Например, НАТО в совокупности тратит на оборону больше денег, чем Россия, но, как уточняется в одном из недавних отчетов, важнее то, как эти деньги тратятся, а не то, сколько их.

Дублирование и несовместимость возможностей — проблема НАТО. По данным BBC, в общей сложности члены Альянса, входящие в ЕС, эксплуатируют 178 типов систем вооружения и 17 различных марок танков. И это без учёта США, Канады и Великобритании.

Путин понимает, что эти страны НАТО обладают огромным арсеналом оружия и могут выставить «мощную и современную боевую силу», говорится в одном из аналитических отчетов издания Kyiv Independent.

«Но – по крайней мере, её европейский контингент – сталкивается с нехваткой боеприпасов, раздробленной оборонной промышленностью и недостаточной системой противовоздушной обороны».

Поэтому война Путина с Альянсом вряд ли начнётся с какого-то заранее спланированного сражения – крупного столкновения двух армий, разворачивающегося по равнинам Европы. Он воспользуется теми областями, где Альянс слаб, – и главная его слабость заключается не в нехватке боеприпасов или других ресурсов, а в том простом факте, что одни страны готовы воевать с Россией, чтобы защитить себя, но другие сделают всё, чтобы этого избежать.

«Именно Украина сегодня имеет, пожалуй, самую боеспособную армию в Европе», — написал депутат Верховной Рады Олег Дунда в The Spectator. Он отмечает, что у США больше вооружения, но украинские военные уникальны тем, что приспособились защищаться от российских систем радиоэлектронной борьбы и беспилотников.

Война России против НАТО, скорее всего, начнется против одного из небольших государств Балтии, у которого нет такой возможности отреагировать, как у Украины.

Более крупные и авторитетные члены альянса, такие как Германия, не будут стремиться воевать за одну из стран Балтии.

Потенциальное вторжение в страны Балтии может обойтись без участия ни одного танка, говорится в оценке одного из ведущих еженедельных изданий Великобритании.

Вместо этого будет быстрое и тихое наступление, целью которого будет захватить одно из этих малых государств в одночасье и поставить НАТО перед свершившимся фактом: либо принять агрессию России — захват ею государства альянса — либо начать полномасштабную войну.

«Это будет неожиданно: с отключением связи, ударами беспилотников по инфраструктуре и гражданскими конвоями в форме без опознавательных знаков», — заявил Дунда из Украины. – Эстония, Латвия и Литва могут просто проснуться в составе России без единого выстрела со стороны НАТО».

По его и другим прогнозам, вторжение в Прибалтику может произойти в любой момент, в том числе пока Россия ведет боевые действия на Украине.

У Европы нет времени на подготовку, создание новых вооружений и оснащение своих армий для войны, которая последует.

Это поставило бы НАТО и Штаты перед решающим выбором.

Пускай Россия безнаказанно нападает на самые слабые звенья, на самые маленькие страны – это, скорее всего, разрушит Альянс и, безусловно, подорвет его значимость и авторитет.

Другим вариантом было бы начать войну с плохо оснащенными союзниками, у которых нет ни личного состава, ни материально-технического обеспечения для ведения долгосрочного контрнаступления.

Это самый неблагоприятный сценарий из всех возможных. Именно поэтому Путин, скорее всего, выберет именно его.

Как видим, сценарий сдачи Балтии рассматривается американскими экспертами как вполне реальный. Эта реальность видится тем более угрожающей на фоне откровенно «анти-прибалтийских» настроений в администрации Трампа, а также неготовности Европы к серьезному конфликту с Москвой.

Следующими под ударом могут оказаться Скандинавия и вся Европа.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Видео
Все статьи