Несмотря на миллиардные вливания, афганская армия, созданная Западом, развалилась за несколько дней – как это стало возможным?

16 августа 2021, 12:50
afgan Економічні новини

Одной из главных целей США и их союзников по НАТО в Афганистане было создание мощной армии и сильных полицейских сил, которые в перспективе смогут самостоятельно противостоять талибам. Попытка не увенчалась успехом. Талибы завоевали страну в течение считанных дней. В некоторых районах правительственные войска сражались с повстанцами без шансов, но во многих местах они просто сдались без сопротивления.

Плохие кадры, разгул коррупции и деморализованные военнослужащие: эта ситуация вызывала беспокойство уже давно, но США сознательно игнорировали ее. Как информируют Экономические новости, об этом пишет NZZ.

Поддержка на сумму 83 миллиарда долларов

Когда президент Джо Байден объявил об окончательном выводе американских войск, он подчеркнул, что теперь афганцы должны сами защищать свою страну. Эксперты, а также представители министерства обороны предупредили, что афганские силы безопасности не справятся с задачей и что талибы могут снова взять верх. Однако никто не ожидал, что армия и полиция развалится в течение нескольких дней.

Миссия в Гиндукуше за последние двадцать лет обошлась только США примерно в один триллион долларов. Большая часть этих денег пошла на военные операции, то есть на зарплату, оборудование, транспорт и продовольствие для американских солдат и контрактников.

Однако в обучение и модернизацию афганских сил безопасности было вложено целых 83 миллиарда долларов. Почему так мало удалось достичь? Что пошло не так?

Слишком сложная структура, слишком слабая ответственность

В последние годы американские и афганские руководители совершили целый ряд структурных и тактических ошибок. Одна из первых заключалась в том, что Запад попытался построить в страшно бедной стране высокосовременную армию по американскому образцу. Имея сложную структуру и логистику, она не соответствовала местным условиям и функционировала скорее плохо, чем хорошо без поддержки Запада на всех уровнях.

Наиболее ярко это проявилось в области военно-воздушных сил. Афганцы до конца оставались зависимыми от американских специалистов по обслуживанию своих вертолетов и истребителей. Вывод войск имел соответственно разрушительные последствия. До недавнего времени американцы сами регулярно наносили авиаудары и тем самым сдерживали талибов.

После этого афганские ВВС были полностью перегружены задачей снабжения окруженных войск на различных фронтах и их одновременной поддержкой ударами с воздуха.

В политическом плане американцы также совершили фатальную ошибку в начале миссии, положившись на сомнительных старых полевых командиров и региональных князьков, которые использовали свою политическую власть только для собственного обогащения и подрыва развития демократических структур.

Иностранные доноры имели слишком мало контроля над тем, куда идет военная и другая помощь. Проблема усугубилась после вторжения в Ирак в 2003 году, которое сместило стратегический фокус американцев. Вашингтон продолжал наращивать свои войска в Гиндукуше, но его политическая активность резко снизилась.

Некачественное оборудование и солдаты-призраки

В стране повсеместно процветает коррупция. Лица, ответственные за Министерство обороны, собирали деньги на высококачественное оборудование, а затем закупали некачественный материал. Или командиры завышали численность войск под своим командованием, чтобы получить жалованье павших или дезертировавших солдат, или полицейских.

Как теперь выяснилось, проблема оказалась еще более серьезной, чем предполагалось. По официальным данным, до последнего наступления талибов численность афганских сил безопасности составляла около 300 000 человек. На самом деле их было не более половины от этого числа.

По политическим причинам Вашингтон и Кабул до самого конца всячески скрывали сложившуюся ситуацию, утверждая, что силы безопасности значительно превосходят талибов. Но это было правдой только на бумаге. По имеющимся оценкам, повстанцы имеют прочную базу, насчитывающую около 60 000 боевиков, и 90 000 вооруженных сторонников на низовом уровне.

У талибов нет вертолетов, танков или тяжелой артиллерии. Но у них достаточно винтовок, приборов ночного видения и боеприпасов, и в итоге они в военном отношении превосходили противника. В основном их поставлял Пакистан. Но Россия, Иран и арабские государства также поставляли оружие талибам.

Огромные потери и подорванный боевой дух

Талибы также смогли отпраздновать безоговорочный уход американцев как победу и использовать это в пропагандистских целях. С другой стороны, правительственные войска были еще больше деморализованы уходом США и их партнеров по НАТО.

Моральный дух афганских сил безопасности уже был подорван. Тем не менее по оценкам, с 2001 года погибло более 66 000 афганских солдат и полицейских. Официальные цифры никогда не публиковались. Сотни тысяч людей были ранены. По сообщениям местных СМИ, многие ветераны-инвалиды месяцами не получали пенсии. Солдаты сражались несколько дней без отдыха и были полностью истощены.

В прошлом году постоянно росло дезертирство, и набирать новые силы становилось все труднее. Если и записывались в армию, то только юноши из самых бедных слоев населения. Уровень образования военнослужащих продолжал снижаться. Афганские полицейские и солдаты зачастую уже были неграмотными, что соответственно затрудняло обучение.

Часто эти мужчины также чувствовали большую привязанность к своим кланам и этническим группам, чем к государству, которое считалось коррумпированным. Будучи солдатами и полицейскими, они зарабатывали так мало, что их винтовки стоили несколько месячных зарплат. Вряд ли стоит удивляться тому, что оружие и оборудование исчезли в таких обстоятельствах.

Последнее наступление талибов началось еще весной в отдаленных сельских районах. Даже тогда снабжение окруженных правительственных анклавов в основном потерпело крах, потому что это было возможно только по воздуху, а пилоты были полностью перегружены.

Во многих местах солдатам и полицейским не хватало не только боеприпасов и исправного оружия, но и самого простого снаряжения, например, обуви. В последние недели многие командиры не могли даже получить продовольственные пайки для своих людей.

Отчаянные просьбы о снабжении и подкреплении остались без ответа. Солдаты чувствовали себя брошенными Кабулом. Многие уже не видели смысла в безнадежной борьбе с высокомотивированными талибами. Они дезертировали, бежали за границу или сдались исламистам, чтобы спасти свои жизни.

Фатальная стратегия президента

Президент Ашраф Гани, который в воскресенье бежал за границу, также сыграл печальную роль. Уже осенью высокопоставленные министры и военные предупреждали его, что армия не выдержит войны на всех фронтах. Они единодушно советовали ему отказаться от безнадежных сражений за отдаленные сельские районы и вместо этого сосредоточить войска вокруг ключевых дорог, пограничных переходов и крупных городов.

Гани и его советник по безопасности, однако, цеплялись за иллюзорную цель – возможность успешно защитить каждый квадратный метр страны от талибов.

Имидж коррумпированной и разобщенной политической элиты в Кабуле уже был подмочен. Однако в последние месяцы правительство Гани полностью утратило доверие в глазах афганцев. С моральной точки зрения, повстанцы имели преимущество. Афганцы потеряли веру в свое политическое руководство, и поэтому у них больше не было мотивации бороться с тем, что они считали неизбежным захватом власти исламистами. Они трезво рассчитали, что лучше примириться с Талибаном, чем рисковать жизнью ради разваливающегося государства.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи