Россию потеснили на мировом рынке вооружений
С 1950 года мир стал гораздо менее ожесточенным, однако в последние годы наблюдается заметный рост числа вооруженных конфликтов. Появление Исламского государства (террористической организации, запрещенной в РФ, — прим. ред.), боевые действия на востоке Украины и преследование рохинья в Мьянме — лишь некоторые тому примеры, пишет Bloomberg (перевод – inosmi.ru).
Более ожесточенные времена
По данным Программы данных о конфликтах университета города Уппсала (UCDP, Uppsala Conflict Data Program), еще более резко увеличилось число погибших. В период с 2011 по 2017 годы среднегодовое число погибших в результате конфликтов достигло 97 тысяч человек, что в три раза больше, чем за предыдущий семилетний период.
На основе этого проще объяснить увеличение международных поставок оружия на 7,8% в период с 2014 по 2018 годы по сравнению с предыдущим пятилетним периодом, как свидетельствуют последние данные Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), международной организации, являющейся авторитетным источником данных о торговле оружием. Ближний Восток закупает оружие настораживающими темпами: за последние пять лет поток вооружений в регион увеличился на 87%. Россия принимала активное участие в самых кровопролитных конфликтах, но, судя по всему, ей не удалось за счет этого увеличить объемы продаж. Она стала единственной из пяти ведущих мировых стран-экспортеров (на долю которых в совокупности приходится 75% бизнеса), которая потеряла значительную долю в общем объеме рынка. Она остается вторым по величине экспортером оружия в мире.
Россия уступает
В Стокгольмском институте SIPRI разработана своя собственная, довольно сложная система расчета объемов транспортировки вооружений, основанная не на рыночной цене продаваемой техники, а на ее военной ценности. Но Россия уступает США и в долларовом выражении.
Юрий Борисов, заместитель председателя правительства России по вопросам оборонно-промышленного комплекса, заявил в прошлом месяце, что Россия «стабильно выходит на 15 миллиардов долларов по экспорту вооружения ежегодно» и надеется «удержать эти позиции». Это говорит о том, что, по мнению чиновников, продажи достигли «потолка».
США, напротив, в 2018 году заключили сделки на поставку вооружений на сумму 55,6 миллиарда долларов, что на 33% больше, чем в 2017 году. Это стало возможным благодаря либерализации экспорта оружия администрацией Трампа. По данным SIPRI, в период с 2014 по 2018 годы экспорт США по сравнению с российским был на 75% выше — то есть разрыв был гораздо значительнее, чем в предыдущий пятилетний период.
Для США особое значение имеют ближневосточные страны — особенно Саудовская Аравия, крупнейший импортер оружия в мире, а также Катар, ее главный «раздражитель». За последние пять лет на Ближний Восток приходилось около 52% продаж оружия из США. При президенте Дональде Трампе отношения с Саудовской Аравией стали для оборонной промышленности еще более прибыльными.
Что же касается России, за тот же период на страны Ближнего Востока приходилось лишь 16% экспорта российских вооружений, причем большая их часть поставлялась в Египет и Ирак. Ее основными торговыми партнерами были Индия, Китай и Алжир, но продажи в Индию значительно сократились, поскольку индийское правительство стремилось диверсифицировать поставщиков и увеличило закупки оружия у США, Южной Кореи и (что наиболее болезненно для Кремля) Украины. Россия проигрывает США в ключевых индийских авиационных тендерах. По этой причине, наряду с экономическим крахом другого крупного покупателя, Венесуэлы и существующей вероятностью смены режима в Алжире, «оживление» продаж российских вооружений маловероятно.
Продажа оружия, возможно, является лучшим показателем международного влияния крупной военной державы. Рынок — это не только ценовая и качественная конкуренция, это еще и постоянные и ситуативные альянсы. Растущий разрыв между США и Россией в вопросах экспорта вооружений показывает, что «вторжение» Путина в такие регионы, как Ближний Восток, не может трансформироваться в российское влияние в регионе. Хотя теплые отношения Путина с президентом Египта Абдель-Фаттахом ас-Сиси и его союз с Ираном, который имеет большое влияние на Ирак, в какой-то степени и окупаются, они не могут в полной мере компенсировать потери в других регионах.
Союзники США, в том числе Франция, Германия и Великобритания, также стремительно увеличивают свою долю на рынке. Это сфера, которую редко упоминают, когда говорят о выгоде для европейцев от альянса с Вашингтоном в сфере безопасности.
Несмотря на все этические возражения против продажи оружия таким странам, как Саудовская Аравия, государствам-членам Евросоюза необходимы рынки для своей оборонной промышленности, в которой занято около 500 тысяч человек. Пребывание под американским зонтиком открывает двери туда, где Россия и Китай являются не столь желанными партнерами — то есть в большинство стран мира.
Много слез было пролито в США по поводу краха мирового порядка во главе с Америкой. Но если считать продажи оружия показателем влияния, мировое господство США выглядит устойчивым. В более конфликтном, конкурентном мире Америка чувствует себя неплохо, в то время как ее давние геополитические соперники сталкиваются с трудностями.
Источник: Хартыя’97