Может быть, мы не за рубли, а за какую-то другую валюту собрались продавать свои экспортные товары? Главное, чтобы не за доллары США. В таком случае российских экспортеров пошлют, может быть, не так далеко, но все равно пошлют.
А надо? Нет, мы, конечно, можем попытаться это сделать и, в частности, отказаться от доллара США в качестве расчетной валюты. Но ведь это же, как говорится, себе дороже будет.
Доллар США используется в качестве платежного средства мирового масштаба не потому, что просто нравится торговать за «зеленые».
Доллар США, нравится это кому-то или нет, сегодня ведущая мировая резервная валюта, т. е. именно в долларах или в ценных бумагах, номинированных в них, стараются держать свои резервы многие страны.
Мировая торговля тоже идет, в первую очередь, за доллары США. В свое время, кстати, пытались поколебать это положение доллара США на мировом нефтяном рынке, но ничего путного из этого не получилось.
Теперь представим, что мы не захотим продавать свои товары за доллары США. Давайте, мол, покупайте за рубли. Как вы думаете, что будут делать покупатели в такой ситуации? Естественно, пошлют они российских экспортеров куда подальше с таким требованием. И сделают они так потому, что современная рыночная экономика — это экономика потребителей. Да, временные трудности будут, но их они достаточно быстро преодолеют.
Но, может быть, мы не за рубли, а за какую-то другую валюту собрались продавать свои экспортные товары? Главное, чтобы не за доллары США. В таком случае российских экспортеров пошлют, может быть, не так далеко, но все равно пошлют. Потому что принципиально это ситуацию не меняет, и мы снова рискуем потерять покупателей.
А как насчет такого последствия: условие продажи не за доллары США резко ограничит приток валюты. Значит, жди взрывного роста стоимости иностранной валюты. Что, давно рубль не пикировал? Он и так-то под давлением, а тут еще такие предложения.
Теперь что касается уже достаточно популярного предложения продать все американские гособлигации (Treasury Securities). Если кто-то думает, что этим он сильно насолит американцам, то неплохо было бы учитывать следующие факты: по состоянию на май 2017 года Россия держала облигации США на сумму 108,7 млрд долларов США, что составляет всего лишь 1,8% от общей стоимости всех гособлигаций. Япония, для сравнения, владеет гособлигациями США на 1111,3 млрд долларов США. Получается, что мы в этом смысле в 10,2 раз менее значимы для США, чем Япония. Вот и все, приведенные выше цифры весьма красноречивы. Кстати, много стран, помимо Японии, являются для США также более значимыми покупателями их гособлигаций по сравнению с Россией: Китай, Ирландия, Бразилия, Каймановы острова, Швейцария, Великобритания, Люксембург, Гонконг, Тайвань, Саудовская Аравия, Индия.
В экономике надо действовать прагматично (кстати, Китай в этом отношении — очень хороший пример). И если издержек от реализации того или иного решения больше, чем пользы, то этого делать не надо. Вот так все банально просто.