Очередная попытка реформировать почтовую отрасль чревата уменьшением количества служб и повышением тарифов
Новый законопроект на эту тему, который уже прошел общественное обсуждение в Мининфраструктуры, вводит обязательный взнос в 0,2% от доходов служб на финансирование деятельности национального регулятора, что в итоге может ухудшить рыночные условия и повысить тарифы.
“Предложение довольно странное: регулятор должен финансироваться за счет тех, кого он будет регулировать. По факту это введение спецналога, и он должен быть прописан в Налоговом кодексе. В целом, идея хорошая, но тогда надо менять всю систему налогов в стране — отменять действующие, а вводить новые — на полицию, фискалов, здравоохранение, образование и т.п. Тогда мы будем знать, сколько полагается на каждую из госструктур”, — иронизирует глава комитета по транспорту и логистике Союза украинских предпринимателей Андрей Ивасив.
А если серьезно — такой налог, если он будет введен, в итоге все равно переложат на кошелек конечного потребителя.
“И это будут не 0,2%, а гораздо больше, ведь компании учтут и другие риски, которыми изобилует законопроект”, — предупредил руководитель коммуникационной платформы E-commerce Expert Ирина Холод.
Тонкости переписки
Риски, как уточнили в компаниях, связаны с желанием Мининфраструктуры взять под контроль рынок, который в последние годы активно растет.
“Причина успеха новых компаний — именно в том, что государство не вмешивалось в их работу. В результате, например, E-коммерция в прошлом году показала самый большой в Европе рост — 35%”, — привела пример Холод.
С 2010 года в почтовой отрасли в рамках дерегулирования было отменено лицензирование. И новым законопроектом, спустя шесть лет, Министерство инфраструктуры, намерено вернуть эту практику. Причем, в еще более жестком виде.
“В прописанных полномочия регулятора заложены большие коррупционные риски. Одна из норм гласит, что в случае, если почтовый оператор работает без регистрации, то вся прибыль должна быть изъята в пользу государства. Регистратор сам прописывает правила, по которым решает — кому давать лицензию, у кого отзывать и т.п. Что мы увидим? Ни одного нового оператора не появится, а те, что уже существуют, столкнуться со сложностями и начнут сворачивать свою деятельность”, — таков мрачный прогноз от Андрея Ивасива, замглавы правления “Деливери”.
Как следствие, рынку грозит уменьшения числа игроков на рынке, а рядовым украинцам — увеличение тарифов на услуги.
При этом намерения у госчиновников были благие — привести наше законодательство в соответствие с нормами международного права, а именно Директивы 97/67/ЕС, которая прописывает обязанность любого государства обеспечить потребности населения в почтовой связи. То есть в любой точке гражданин должен получить универсальные услуги (открытки, письма, послания для слепых, посылки без оглашенной стоимости до 10 кг и периодические издания). И государство обеспечивает эту возможность, назначает оператора.
Сейчас эти функции выполняет “Укрпочта”, и, как признали участники рынка, у остальных нет ни сети, ни желания брать на себя такие обязанности. Но работает по этому направлению “Укрпочта” с убытком, ведь в отличие от остальных игроков рынка, ее тарифы утверждаются государством, и последний раз пересматривались в мае 2015-го.
“У нас в отдаленных селах работает около 8 тысяч отделений. Они приносят все меньше средств — люди реже пишут друг другу письма, а доставку пенсии все чаще осуществляют банки. В результате 80% наших отделений работают в убыток, и мы были вынуждены сократить часть персонала”, — сообщил первый заместитель гендиректора по операционной деятельности “Укрпочты” Александр Перцовский.
До востребования
Сейчас ситуация на рынке выглядит так: государство контролирует работу и тарифы только “Укрпочты”, остальной рынок ориентируется на спрос и предложение. Все игроки выступают за равные условия работы, но коммерческие структуры хотели бы, чтобы рыночные правила распространились и на “Укрпочту”. А вот в Министерстве “равноправие” видят, наоборот, в закручивании гаек и желании контролировать все, что можно подтянуть под понятие “доставка”. К примеру, те же курьерские услуги.
“Неужели доставка цветов или выпечки должна быть включена в реестр? В чем смысл? Какую пользу принесет новый регулятор рынку? Тем более, который будет на содержании бизнеса. И речь идет не о разовом платеже, а о 0,2% генерируемого дохода. Не слишком ли?” — говорит директор юридического департамента Meest Group Илона Коваль.
Причем эти самые 0,2% не решают ключевого вопроса — компенсации убытков “Укрпочты”, они пойдут исключительно на финансирование работы регулятора. В мире есть три варианта решения вопроса компенсации низких тарифов на универсальные почтовые услуги: субсидии из госбюджета, спецфонд, который наполняется другими участниками рынка или монополия на некоторые услуги. У нас пока прописана монополия. Но этого недостаточно, считает Александр Перцовский.
Субсидии в наших условиях маловероятны — государство бедное, идет война. Сбрасываться на спецфонд коммерческие компании не хотят, дескать, у каждого из них тоже есть свои убыточные направления, но они не же просят компенсировать их за счет коллег.
В итоге, ни одну компанию, будь она государственная или частная, работающую на рынке почтовых услуг, не удовлетворяет вариант изменений, прописанный Мининфраструктуры, но к общему решению они прийти не могут.
“Чем меньше мы регулируем рынок, тем больше выгод получает простой гражданин. Надеюсь, здравый смысл восторжествует”, — отметил директор по вопросам стратегического развития, маркетинга и инноваций Meest Express Юрий Бучарский.