Страна парадоксальных проектов. Часть вторая

15 июля 2016, 8:24
no image

Продолжаем рассказывать о необычных проектах в региональных СМИ, которые совсем недавно появились в разных регионах Украины. Самое ценное в этих проектах — новые идеи в журналистской деятельности и новые подходы к её организации и запуску. В первой части статьи был, в частности, описан пример того, как публичное декларирование ценностей и миссии журналистского проекта, а также их неукоснительное соблюдение могут способствовать долгосрочному успеху и развитию этого проекта. Во второй части будут приведены примеры того, как увлечённые и небезразличные люди способны делать примечательные журналистские проекты — даже если они по своему роду деятельности весьма далеки от журналистики.

(первую часть статьи см. здесь)

Как общественные активисты стали журналистами

Одна из важных современных тенденций в информационном пространстве Украины — это слияние деятельности общественных активистов и профессиональных журналистов. Последние сегодня нередко сами ведут общественную деятельность. А общественные активисты, успех работы которых напрямую зависит от скорости и широты распространения информации, берут сегодня этот процесс в свои руки и всё чаще делают такого рода работу гораздо лучше журналистов.

Не в последнюю очередь потому, что сами журналисты сдают сегодня свои позиции, не поспевая за информационными потоками и не справляясь с полноценным наполнением информационного пространства страны. В регионах это особенно ярко выражено – любой человек или любая команда, искренне и на полном серьёзе желающие работать на этом направлении, имеют большие шансы быстро заявить о себе.

Благодаря этому в Харькове выстрелил медиапроект гражданской журналистики «Накипело». Фактически его сделали на энтузиазме, азарте и вдохновении всего несколько гражданских активистов — когда во время бурных событий 2014 г. информационное пространство в Харькове было практически пустым.

«В Киеве только всё закончилось, а в Харькове всё только началось — титушки, Евромайдан и Антимайдан, – рассказывает один из создателей проекта Наталья Курдюкова. — Никто об этом ничего толком не рассказывает — какие-то сиюминутные сюжеты и в целом информационный голод. И вот после звонка мне из Киева — ну что, мол, там у вас уже ХНР? — мы поняли, что такое положение дел в информационном пространстве не очень правильно. Мы начали снимать видео на улицах – нам хотелось понимать, что происходит в городе и что об этом думают люди. Мы стали ходить по митингам и задавать вопросы. Никаких выводов, собственно, делать не надо было – все ответы говорили сами за себя, и это было очень показательно. И наши видео стало набирать обороты в интернете. Мы назвали себя «Накипело» и концентрировались на том, как люди выражают своё мнение и какое именно».

Затем у инициаторов проекта возникла необходимость в более полноценном информационном ресурсе — они стали работать с группами и страницами в соцсетях, где они собирали информацию о событиях в городе в форме дайджеста. Помимо этого, они стали делать рассылку для информагенств и СМИ.

В то время одной из острейших потребностей в городе была физическая площадка, на которой люди могли бы обсуждать очень важные темы и проводить пресс-конференции по разным актуальным событиям. «Информационное пространство в Харькове было абсолютно зачищено и выхолощено. Это осуществлялось системно и в течение нескольких лет — СМИ были как зайчики и рассказывали в основном о том, какие у нас замечательные мэр и губернатор. И от наших СМИ было бессмысленно ожидать, что они в информационном поле начнут освещать самые актуальные темы», — подчёркивает Курдюкова.

Как следствие, создатели «Накипело» начали сами поднимать разные темы: освещение гражданских инициатив — прежде всего на своей пресс-площадке; ситуация в зоне АТО — на тот момент она уже проводилась; кризис в Украине — от рейдерских ситуаций до обсуждения реформ; проблема переселенцев (в частности, была проведена большая пресс-конференция в Харькове, где впервые собрались и раззнакомились все профильные волонтёры). Затем активисты «Накипело» поехали в АТО и снимали там репортажи. Главная их задача состояла не в получении фактажа, а в отображении атмосферы в зоне боевых действий.

По словам Натальи Курдюковой, создатели проекта полгода проработали бесплатно, на волонтёрских началах. В течение этого периода они не собирали денег и нигде не выставляли номера карточек, хотя им помогали местные активисты. Через полгода проект «Накипело» получил первый грант от Фонда поддержки СМИ при посольстве США. Затем был ещё один грант — на создание «Харьковского кризисного инфоцентра». В конечном итоге, все эти инициативы оформились в одну общественную организацию.

С июля 2015 г. «Накипело» издаёт газету тиражом в 50 тыс. экземпляров. Распространяется она бесплатно — 70% по области и 30% в Харькове. Помимо этого, на своём канале в «Youtube» создатели проекта сделали рубрику «Я — гражданский журналист», где начали размещать видео, присланное простыми людьми. «Гражданская журналистика очень оживит журналистику обычную. Понятно, что это разные вещи и, вероятно, они не должны смешиваться. Но то, что гражданские журналисты становятся всё более активными, — нам это очень помогает. И мы поддерживаем тесную связь с гражданскими журналистами, которые часто оказываются гораздо лучше профессиональных», — отмечает Курдюкова.

В мае 2016 г. «Накипело» запустил свой сайт, где рассказывается как о событиях в городе и области, так и об общенациональных событиях. Сейчас в проекте задействовано восемь человек, которые интенсивно переквалифицируются из общественных активистов в профессиональные журналисты.

Как создать новую газету в городке с населением 10 тыс. человек

Ещё один проект, который родился из энтузиазма и внутреннего интереса нескольких человек, — это интернет-журнал и печатная газета «Дирижабль» (г. Ямполь, Винницкая область). Основу проекта, по сути, заложили несколько ямпольских школьников, которые начали проводить в городе разные мероприятия и писать об этом в своём блоге. Это и стало основой для будущего издания.

С другой стороны, несколько человек из Киева решили попробовать организовать газету в маленьком украинском городке — дать этому проекту кадры и финансирование, привлечь грамотного медиаменеджера и наладить все необходимые процессы.

«Местных СМИ фактически не существует — они в преимущественном своём большинстве невероятно ужасны. Я говорю о локальной журналистике — о малюсеньких городах и районных газетах. Мы решили посмотреть, что будет, если на этом фоне сделать и запустить новый медиапроект. Эту нашу инициативу поддержала «MyMedia» – датская программа по развитию СМИ. И тогда же мы придумали наше название «Дирижабль». Сначала мы выбирали населённый пункт, где уже были редакции, где уже были журналисты и они там что-то делали. Но интересно было сделать всё полностью с нуля — поэтому наш выбор остановился на Ямполе», — рассказывает один из создателей и руководителей проекта Лера Лауда.

Как оказалось, таким необычным проектом получалось интриговать известных людей и привлекать их помощь для создания «Дирижабля». Перед запуском сайта и газеты в Ямполе было проведено целое социальное исследование. Создатели проекта обратились в крупную профильную компанию, а для тамошних специалистов этот заказ оказался чем-то удивительным и экзотическим. В Ямполь приехал директор компании вместе с одним из своих лучших социологов. Они два дни проводили фокус-группы, и в конечном итоге предоставили большой отчёт — причём всю работу они сделали бесплатно. В их отчёте, в частности, говорилось, что в Ямполе с интернетом всё в порядке — даже бабушки со смартфонами сидят. По словам Лауды, в дальнейшем в Ямполь удалось пригласить немало известных людей.

«Мы сделали сайт и думали, что этого будет достаточно. Наша статистика — 200-300 просмотров в среднем, а 800 — это очень круто. Это наша статистика с начала проекта – мы стартовали в сентябре 2015 г. Из 1 тыс. пользователей, которые были в блоге ямпольских школьников, мы вышли на 8,5 тыс. постоянных пользователей и 23 тыс. просмотренных страниц, – отмечает Лера Лауда. – Мы начали писать много репортажей, интервью — мы очень боялись, что люди не будут их читать, потому что не привыкли к такому. Но в десятке наиболее популярных материалов как раз именно такие вещи — люди в них проводят 4,5-6 минут. Несмотря на то, что просмотров может быть, допустим, 400, отклик на местном уровне идёт мгновенный, поскольку читают, как правило, наиболее активные люди в городе и информация быстро расходится».

Тем не менее, создатели «Дирижабля» всё равно были недовольны количеством посещений и решили делать печатную газету. Сначала в количестве 2 тыс. экземпляров, а затем — 5 тыс. (фактически газета попадала в каждый дом). Затем «Дирижабль» начали распространять и в районе. Саму газету раздают бесплатно — в центре города, в школах, в госучреждениях, в магазинах. Появляется немало людей, которые бесплатно помогают проекту. Например, в селе под Ямполем нашёлся местный почтальон, который каждый раз берёт 253 газеты — именно столько домов в его селе. В июне «Дирижабль» начал подписную кампанию.

Редакция имеет следующий состав: в само Ямполе — один журналист и один фотограф. Главный редактор и дизайнер — в Виннице. Верстальщик — в Одессе. Ещё  имеется фрилансер во Львове. Руководство — в Киеве. «Иногда мы все встречаемся в Ямполе», — улыбается Лера Лауда.

Украинская журналистика ищет своё будущее

Самое важное во всех описанных региональных проектах — это их идейная подоплёка. Все они уже сейчас являются прообразами того, в каком направлении будет двигаться реформа нашей журналистики — если она вообще состоится. Во-первых, всё более значимым будет становиться вопрос профессиональных ценностей, которые журналисты будут определять сами для себя и которыми они сами будут всецело дорожить. Во-вторых, главная отправная точка новых журналистских проектов — это инициативные, искренние и влюблённые в своё дело люди, преисполненные азарта и внутреннего вдохновения.

Именно региональный уровень даёт сегодня отличные возможности для создания небольших, успешных и малозатратных СМИ — там слабая конкуренция и много незанятых ниш. Кстати, одна из вероятных тенденций в сфере СМИ, которая тоже обсуждалась в рамках IV Львовского медиафорума, — это появление всё большего количества именно небольших мультимедийных проектов для маленьких аудиторий разного плана. В Украине это пространство практически ещё никто не начал осваивать.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи