Верховная Рада, наконец, удовлетворила отставку генпрокурора Виктора Шокина, который более полутора месяца назад сам подал заявление. Тот, в свою очередь, успел уволить своего подчиненного, прокурора Одесской области Давида Сакварелидзе.
За два года с момента окончания революции Достоинства в Украине сменилось несколько генпрокуроров. Увольнение каждого из них сопровождалось скандалами и ультиматумом со стороны западных партнеров. Накануне Верховная Рада дала согласие на увольнение третьего главы ГПУ Виктора Шокина. Решение поддержали 289 народных депутатов. Таким образом, парламентарии удовлетворили его заявление об увольнении, которое он написал почти полтора месяца назад по настоянию президента Петра Порошенко.
Сам Шокин во время голосования не присутствовал, попросив рассматривать этот вопрос без его участия. Между тем у депутатов собрался длинный список упреков к работе подотчетного Виктору Шокину ведомства. Ему приписывают развал громких дел против людей экс-президента Виктора Януковича, из-за чего ЕС вынужден снимать санкции с фигурантов списка, а также препятствование расследованию дела так называемых бриллиантовых прокуроров и провал реформы местной прокуратуры.
«В ночь на воскресенье из СИЗО вышел человек, который получил 408 автоматов и 90 тыс. патронов для расстрела людей на Майдане. Вышел человек, который подозревался в организации убийств с помощью так называемых титушек в те страшные дни. Это символ, это результат, это финал работы Виктора Шокина в должности генпрокурора. Он не расследовал ни одного дела об убийствах, о терроре Евромайдана, он не расследовал ни одного дела о коррупции как до, так и после Евромайдана в высокопоставленных кабинетах. Собственно говоря, его для этого и ставили. Его ставили именно для этого: прикрывать топ-коррупцию и прятать дела Евромайдана», — сказал депутат Егор Соболев («Самопомощь») перед голосованием.
«Я хотел бы напомнить, что это тот генпрокурор, который позволил бежать из страны господину Клюеву. Это тот генпрокурор, который не подал в Верховную Раду представление на снятие мандата с господина Бойко, у него есть это представление, он его просто не подписал. Это тот генпрокурор, который не решился расследовать дела по «бриллиантовым прокурорам». Это тот самый генпрокурор, который не решился расследовать вопрос по господину Ахметову, который разрабатывал план «Крепость» против президента и против страны. Это тот самый генпрокурор, который не решился расследовать дело Карпенко против Игоря Коломойского. И этот прокурор был позором прокуратуры вообще», — в свою очередь, заметил депутат Мустафа Наем (БПП).
Между тем руководитель пропрезидентской фракции Юрий Луценко выразил благодарность Виктору Шокину за то, что он первый прокурор, который осмелился начать реформирование своего ведомства. «Да, именно он изменил структуру, да, именно он пошел на открытые конкурсы региональных прокуроров. Но самой большой его проблемой и самой его бедой стал провал реформы местной прокуратуры. Коллеги, если мы до конца честны, то должны сказать, этот провал произошел потому, что Шокин, который в 5000 человек сократил прокуратуру, тем не менее, получил от бюджета повышение заработных плат, а на 2000 грн в месяц адвокаты в прокуроры не пошли. Это стало проблемой. Но ответственность за нее должен нести не только генпрокурор, а те, кто формировал бюджет, и мы, которые за него голосовали», — заявил парламентарий.
Заявление об увольнении Виктор Шокин написал 19 февраля по настоянию президента. В тот же день представление об увольнении генпрокурора Петр Порошенко передал в Верховную Раду. Согласиться с отставкой своего ставленника главе государства пришлось не только под давлением многих недовольных его работой депутатов, но, в первую очередь, западных партнеров, которые называли личность господина Шокина главным камнем преткновения на пути безвизового режима. Также во время визита вице-президента США Джозефа Байдена украинской власти четко дали понять, что привязывают предоставление Украине кредитных гарантий в размере $1 млрд к отставке генпрокурора.
Сам бывший генпрокурор Виктор Шокин заявил, что намерен уйти на пенсию. По его словам, в этом году ему исполнится 64 года, и он сомневается в том, что в будущем вернется на работу в органы прокуратуры. Кроме того, положительно оценивает принятие Верховной Радой своего увольнения. По его словам, и.о. генпрокурора будет назначен первый заместитель Юрий Севрук.
Однако один Виктор Шокин покидать Генпрокуратуру не пожелал. За несколько часов до того, как парламент отправил его в отставку, он подписал приказ об увольнении одного из своих заместителей, прокурора Одесской области Давида Сакварелидзе. Снятием последнего с должности еще действующий на тот момент глава ГПУ не ограничился и привлек его к дисциплинарной ответственности «за грубое нарушение правил прокурорской этики и вмешательства в непредсказуемом законодательством порядке в служебной деятельности другого прокурора, совершение поступка, который порочит работника прокуратуры, невыполнение и ненадлежащее исполнение служебных обязанностей». Выполнение обязанностей прокурора Одесской области возложено на первого заместителя прокурора области Олега Жученко.
О своем увольнении грузинский легионер узнал из телевизионных каналов. Действия главы ГПУ Давид Сакварелидзе назвал «зачисткой тех, кто каждый день готов бороться с коррупционной системой». «Да, я нарушил прокурорскую этику, но именно в их понимании этого термина. Это воровство, это коррупция и это круговая порука. Да, эту круговую поруку, эту «этику» я нарушил, и всегда буду нарушать. С первого дня назначения на свою должность я занимался именно нарушением этой «этики», — сказал он. А также заверил, что это только начало его общественной деятельности и «борьбы за справедливость вместе с братьями-украинцами». Сакварелидзе убежден, что и до и после его увольнения будут продолжаться попытки расправы и нападения относительно отдельных представителей его команды.
В ГПУ освобождение Давида Сакварелидзе назвали «историческим». «Прокуратура очистилась от популистов, от людей, которые говорят неправду под желанием строить новую Украину, как он отмечал, «свободную Украину», — заявил прокурор Генпрокуратуры Владислав Куценко. А также добавил, что уволенный прокурор так и не получил доступ к государственной тайне, потому что не единожды предоставлял неправдивую информацию о себе.
По словам Куценко, грузинский легионер использовал статус заместителя председателя ГПУ в своих целях. «Он отметил, что система его не приняла, поэтому такое решение. А система его и принять не может, и никогда не примет ни в Украине, ни в Грузии. Задайте вопрос господину Давиду, почему он оттуда уехал и почему он не планирует возвращаться в Грузию? Он отметил, что сегодня началась его общественная деятельность. То есть, как мы и предполагали, о чем мы уже говорим несколько недель, что на самом деле Давид использует статус заместителя генпрокурора, так, к сожалению, и произошло. Слава Богу, я думаю, что мы сегодня проводим последний брифинг к нему как прокурору. Думаю, что больше в жизни мы не будем вспоминать о нем, как о прокуроре», — резюмировал он.
В свою очередь, председатель Одесской ОГА Михаил Саакашвили резко раскритиковал решение ГПУ относительно Давида Сакварелидзе. «Они сейчас сыграли в руки и сделали реально альянс с врагами Украины, это иначе называется, те люди, которые здесь орудуют. Поэтому я не думаю, что дело ограничится просто какими-то разборками между нашей командой здесь и между какими-то местными мафиози. Здесь игра идет круче, поэтому, конечно, мы не будем отступать, мы не то что будем от них себя защищать, мы будем продолжать их атаковать по всему фронту», – заявил чиновник. Он уточнил, что фронт проходит не только в Одессе, но по всей Украине. «Махровая контрреволюция не сможет победить. То, что они делают через два года после Майдана, это круче. Я очень хорошо помню, что делал Янукович, я хорошо помню все предыдущие эпохи здесь, это круче всего остального, по цинизму, на фоне того, что происходит, на фоне всех жертв Майдана и войны», – резюмировал Саакашвили.
Напомним, бывший генпрокурор Грузии и депутат грузинского парламента Давид Сакварелидзе был назначен заместителем генпрокурора Украины 16 февраля 2015 года. Тогда Виктор Шокин сообщил, что его заместитель будет ведать кадрами в ГПУ, всеми вопросами, связанными с евроинтеграцией, а также реформированием органов прокуратуры. Через 2 месяца после назначения Сакварелидзе сделал громкое заявление о том, что его хотели «взять на содержание» за $10 млн в месяц. Он заверил, что от этого предложения отказался. Было открыто производство.
В июне 2015 года началась подготовка к тестированию кандидатов в местные прокуратуры, однако служебное расследование показало недостатки при их подготовке и Сакварелидзе поручили доработать тесты. Заместитель главы ГПУ параллельно жаловался, что ему постоянно создают препятствия. Тестирование запустили только в сентябре, прокуроров выбрали и назначили до конца года.
В феврале 2016-го ряд нардепов обнаружили, что выделенные правительством США $200 тыс. на кадровое обновление и реформирование системы органов прокуратуры Украины не поступили на счета ГПУ. Эти деньги, в частности, предназначались и для тестирования прокуроров. Владислав Куценко пообещал расследовать дело о пропавших деньгах, а Сакварелидзе заявил, что их вовсе не было. По его словам, американцы передумали помогать Украине из-за недоверия к главе ГПУ. Начиная с 16 сентября 2015 года, Сакварелидзе начал совмещать две должности – прокурора Одесской области и заместителя председателя ГПУ.
Однако главным яблоком раздора между его командой и руководством ГПУ стало дело «бриллиантовых прокуроров» — первого зампрокурора Киевской области Александра Корнийца и замруководителя Главного следственного управления ГПУ Владимира Шапакина, которых обвиняют в коррупционном сговоре, взяточничестве и превышении служебных полномочий. Именно Сакварелидзе и был его инициатором, а позже его назначили старшим прокурором по данному направлению «в связи со значительным общественным резонансом и повышенным вниманием общественности». При этом сам Сакварелидзе неоднократно заявлял, что руководство ГПУ целенаправленно препятствует расследованию резонансного дела.
Финальный этап противостояния между двумя лагерями начался 23 марта. Сакварелидзе сообщил об увольнении ряда сотрудников Генинспекции, органа, призванного заниматься расследованием случаев коррупции среди прокуроров. Он пояснил, что таким образом Шокин расправляется с людьми, которые борются с коррупцией, и пообещал отстаивать своих подчиненных. В ГПУ все обвинения отрицали, подчеркивая, что никого из команды грузинского реформатора не увольняли и не обыскивали, а Сакварелидзе упрекнули в подготовке собственной избирательной кампании.
25 марта руководители региональных прокуратур направили Виктору Шокину обращение с требованием освободить Сакварелидзе, который якобы игнорирует принципы прокурорской деятельности, нарушает кодекс этики и дестабилизирует работу ГПУ. С аналогичным заявлением обратились и нардепы, избранные от Одесской области. В ответ сторонники Сакварелидзе собрали митинг в его поддержку в Киеве. После этого пресс-служба Генпрокуратуры намекнула, что пикетчикам раздавали деньги, и опубликовала фото возможных «титушек».
Тем временем в кулуарах Верховной Рады активно обсуждаются возможные кандидатуры на пост генпрокурора. Чаще всего называлась фамилия лидера парламентской фракции «Блок Петра Порошенко» (БПП) Юрия Луценко, который в свое время уже побывал министром внутренних дел. Однако политик утверждает, что каких-либо предложений от высшего руководства ему не поступало. К тому же он напомнил, что у него нет юридического образования, а это обязательное требование для генпрокурора.
Также называлась кандидатура главы Донецкой областной военно-гражданской администрации Павла Жебривского и главного военного прокурора Анатолия Матиоса. Среди потенциальных кандидатов значатся бывший замглавы Генпрокуратуры Виталий Касько, глава СБУ Василий Грицак и даже губернатор Одессы Михаил Саакашвили.
Едва ли не единственным человеком, который согласился возглавить ГПУ, оказался начальник управления специальных расследований Сергей Горбатюк. Он сообщил, что официального предложения он не получал, но с этим вопросом к нему обращались общественные организации и депутаты. В частности, за его назначение ратует Межфракционное объединение «Еврооптимисты». Плюс на сайте президента зарегистрирована соответствующая петиция.
Глава представительства Евросоюза в Украине Ян Томбинский рассчитывает, что новый генпрокурор сможет гарантировать, что его управление станет независимым от политического влияния.