Национальный банк Украины своими действиями в монетарной политике фактически "консервирует" кризисные процессы вместо того, чтобы стимулировать экономическую санацию.
Такое мнение выразил многолетний президентский советник (1994-2004 гг.), глава Совета НБУ и Национального института стратегических исследований (2000-2005 гг) профессор Анатолий Гальчинский.
По словам эксперта, классическая модель таргетирования инфляции оказалась функционально уязвимой для условий переходной экономики.
“Она не учитывает структурную двойственность инфляционного процесса, сочетания в нем так называемой инфляции спроса, которая имеет монетарную природу и действительно сдерживается сжатием предложения денег, и так называемой инфляции затрат, которая формируется на иной, немонетарной, основе. Повышение тарифов — это один из примеров инфляции затрат. Их регулирование — функция не НБУ, а правительства. В этом случае сжатие предложения денег дает отрицательный эффект”, – говорит он.
Налицо коллизия — для достижения антиинфляционного эффекта в первом случае денег должно быть мало, во втором их должно быть достаточно. НБУ не знает, как решать эту дилемму.
Эксперт обращает внимание, что на 2015 год был установлен потолок увеличения денежной базы на 27%, а фактически, согласно данным НБУ, она выросла всего на 0,8%. Темпы роста денежной массы в прошлом году были почти в три раза меньше номинального роста ВВП.
“В итоге вместо монетарного стимулирования экономической санации налицо противоположный эффект — консервации кризисных процессов”, – говорит Гальчинский.
По его словам, чтобы претендовать на системность политики таргетирования, ее эффективность, необходим факторный анализ инфляции. Только на его основе возможно выстроить действенный механизм таргетирования.
Важно и другое: если инфляция имеет не только денежную природу, то субъектом таргетирования не может быть лишь НБУ. И в этом вопросе необходима действенная координация усилий банка и правительства, говорит профессор.
“Необходима реальная заинтересованность правительства и НБУ в существенном снижении инфляции. До тех пор, пока инфляционный налог будет оставаться одним из важнейших факторов решения фискальных проблем, всякие рассуждения о действенности политики таргетирования будут оставаться сугубо декларативными”, – резюмирует специалист.