Европа волнуется за украинский парламент

no image

Накануне министры иностранных дел Германии Франции завершили визит в Украину. Официальная цель приезда — обсуждение урегулирования конфликта на Донбассе и реализации Минских соглашений в контексте подготовки к будущей встрече «нормандской четверки», истинная связана с парламентским кризисом в стране.

Несмотря на то, власть на публике продолжает демонстрировать единство в стремлении реформировать страну, политические баталии, которые в последнее время происходят на разных этажах украинской власти, не могут не беспокоить наших западных партнеров. И официальный визит глав МИД двух ключевых европейских стран Германии Франк-Вальтера Штайнмайера и Франции Жана-Марка Эро является тому подтверждением. Последний был недавно назначен главой французского внешнеполитического ведомства, и свой первый зарубежный визит в этой должности совершил именно в Украину.

«В Украине есть борьба за правильный политический курс в стране. Мы наблюдаем за ней с большим вниманием. В то же время, у нас есть определенное беспокойство», — заявил Франк-Вальтер Штайнмайер. Он подчеркнул, что как бы не закончилась эта борьба, это будет иметь последствия не только для Украины, но и для соседних стран. «Мы хотим, чтобы усилия осуществить реформы не остановилось, чтобы реформы продолжались… Мы также будем говорить с МВФ, потому что нужно, чтобы реформы продолжались», — добавил он.

В свою очередь, Жан-Марк Эро заявил: «Ситуация остается сложной на востоке Украины, но мы убеждены, что выход существует. Это заключается в том, чтобы обеспечить соблюдение прекращения огня и продвигать дальше минский процесс. Все страны должны взять на себя соответствующие обязанности. Контекст политического кризиса в Киеве, конечно, не облегчает ситуацию. Мы, конечно, упоминали об этом в наших беседах, мы признаем, что украинское правительство за последние 14 месяцев осуществило немало реформ, но количество работ на пути остается большим. И для этого нужно правительство, которое способно идти вперед, а также достойный и эффективный парламент, который принимает законы для процветания Украины». При этом он заверил, что Европа будет продолжать поддерживать Украину на пути реформ.

Но наихудший сценарий для нашей страны, считает дипломат, — это «остаться посередине этого брода», как в ситуации осуществления реформ, так и процессе мирного урегулирования конфликта на Донбассе. «То есть сейчас мы находимся в ключевой точке», — добавил глава МИД Франции.

Глава украинского внешнеполитического ведомства Павел Климкин заявил, что интеграция Донбасса по российскому сценарию грозит дестабилизацией всей Украине. «Мы преданы «Минску», а не российскому видению относительно попытки России интегрировать в Украину Донбасс, который будет под квазироссийским влиянием, и который будет интегрироваться для дестабилизации всей Украины. Мы видим Минский процесс как путь от деэскалации к стабилизации ситуации, к возвращению украинского Донбасса к нормальной жизни, к украинскому правовому полю. Для этого нам нужно достичь реальной безопасности», — заявил дипломат.

По его словам, этого возможно достичь только если на Донбассе не будет регулярных российских войск, бесконечных российских наемников и если на территорию не будет поступать оружие, боеприпасы и все то, что Россия последние месяцы пытается поставлять. «Только тогда, когда жители Донбасса смогут во время свободных и честных выборов высказаться и доверить свою судьбу представителям самого Донбасса, а не тем, кто сейчас путем помощи России во время фейковых выборов находится у власти», — отметил Климкин.

Ранее директор Национального института стратегических исследований, представитель Украины в подгруппе по политическим вопросам Трехсторонней контактной группы по Донбассу Владимир Горбулин озвучил три базовых сценария возвращения Донбасса в состав Украины: хорватский, молдавский и немецкий.

Хорватский сценарий предполагает отсутствие каких-либо компромиссов с оккупантами. Освобождение происходит в результате силовой операции. «Позитивы его очевидны: реальная военная победа над агрессором, возможность привлечь к ответственности виновных, установить свои правила на освобожденных территориях», — сказал эксперт. В то же время негативная сторона реализации такого сценария заключается в расходах на восстановление, резкое обострение отношений с Россией, а также возможна потеря поддержки со стороны союзников Украины.

Молдавский сценарий — результат компромисса с марионеточным режимом, «когда происходит частичная его легализация, устанавливаются правила сосуществования и начинается бесконечный процесс сближения позиций сторон в многочисленных переговорных форматах». Военные действия в таком случае могут действительно быть остановлены, что будут приветствовать и ЕС, и США, и Россия. И даже можно ожидать получения финансовой помощи на восстановление Донбасса. Вместе с тем, по мнению Горбулина, тогда конфликт может «окончательно превратиться во внутриукраинский, чем на самом деле, он никогда не был и не есть». «ДНР» и «ЛНР» фактически легализуется, а их методы борьбы за независимость получат определенное оправдание, как успешный формат. А в Украине это может привести еще к более серьезному, чем сейчас, внутриполитическому кризису власти. Именно к этому сценарию нас подталкивают Минские соглашения», — отмечает эксперт.

И наконец, третий «немецкий» сценарий предполагает, что разделенная страна объединяется волей народа в результате переосмысления причин раскола и приобретения общих восстановления политического и культурного единства». «Украина при этом получает моральную сатисфакцию, поскольку территориальная целостность признается объединяющей ценностью», — сказал эксперт. И отметил положительную реакцию мира на такой шаг и появление «серьезных оснований» для переговорного процесса по Крыму.

В то же время, считает Горбулин, даже при таком объединении «мы будем вынуждены принять определенные требования по автономии региона и дать гарантии местного управления. «Видимо, представителями другой стороны будут уже не русские марионетки, а те же люди с несколько отличным пониманием ситуации», – сказал эксперт. По его словам, в Германии схож с этим сценарий занял почти 50 лет, но в Украине он «может быть пройден значительно быстрее».

Между тем, эксперты уверены, что нынешняя ситуация в стране — прямое следствие первой реакции официального Киева на аннексию Россией Крыма. В понедельник была обнародована стенограмма заседания Совета нацбезопасности и обороны от 28 февраля 2014 г., из которой следует, что тогда Украина была не готова к вооруженному противодействию российских действиям в Крыму. Из всех участников только и.о. президента Александр Турчинов поддержал введение военного положения. Другие участники заседания были категорически «против». В частности, нынешний премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что «оглашение военного положения — это оглашение войны РФ» и предупредил, что Россия сразу введет войска на материковую Украину. (Но как мы позже убедились, это не остановило аппетиты восточного соседа — «i»).

Все остальные тоже были против. И.о. министра обороны Игорь Тенюх сообщил, что на тот момент со всей страны возможно было собрать только 5 тыс. военнослужащих, «готовых исполнять боевую задачу». «Ни один тан не должен выйти с казармы, ни один солдат не долджен поднять оружие, потому что это будет означать проирыш. Никакого военного положения», — заявила Юлия Тимошенко, которую только недавно выпустили из тюрьмы. «И американцы, и немцы все они в один голос просят не начинать никаких активных действий», — заявил глава СБУ Валентин Наливайченко.

Главнокомандующему пришлось согласиться с остальными. «Мы должны сделать все, чтоб быть способными защищаться. В том числе и самостоятельно. Поэтому я не могу не поставить решение СНБО о введении военного положения. Кто «за»? Ясно — я один. Это означает, что решение не принято», — заявил Александр Турчинов.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи