Реформы идут против украинцев

6 ноября 2015, 8:52
no image

В Украине не произойдёт действенных и эффективных реформ, пока во главу угла в реформаторских процессах не будут поставлены люди. Сейчас реформаторы практически по всем направлениям реформ видят в людях лишь бездушные шестерёнки в огромных системах. Как следствие, никто сегодня не говорит о том, как вдохновить украинцев на преобразования в стране и как объединить всё наше общество в один единый ударный кулак. А ведь зажечь сердца украинцев — это самая главная реформа для нас всех. Если она произойдёт, то все остальные реформы осуществятся очень быстро и естественным путём. Из свежих противоположных примеров — попытки реформирования СБУ и МВД.

Практически все актуальные реформы в Украине выстроены на принципах и ценностях, на которые наше общество не отзывается и которые противоречат нашему менталитету. Несмотря на то, что информация о менталитетах — это уже точные и системные знания, реформаторы в нынешней власти только смеются над одним упоминанием слова менталитет. И продолжают гнуть свою давно уже неэффективную линию — пытаться принимать разнообразные и многочисленные законы, которые очевидным образом не способны наладить ситуацию в нашем обществе.

А не способны они на это потому, что закон — основополагающая ценность ментальности Запада — никогда не станет основополагающей ценностью для людей нашего менталитета. Для нашего внутреннего мироощущения важны совершенно другие ценности, о которых мы, правда, сами уже изрядно подзабыли. Речь идёт о приоритете интересов общего дела перед личными интересами, о важности ощущения работы на благо общества, об ощущении важности и уникальности своей деятельности для общества, о боязни утратить доверие общества или коллектива и, как следствие, о боязни причинить вред обществу или коллективу. Наш человек, каким бы богатым и влиятельным он не был, просто не может быть счастлив без ощущения работы на благо общества и доверия общества к его деятельности.

Для нас коллектив или общность людей — это фундамент общества. Но этот фундамент сегодня практически разрушен — из-за колоссального уровня агрессии, ненависти и неприязни украинцев друг к другу. Мы сами изнутри разваливаем своё общество и свою страну – из-за неумения мирно и гармонично уживаться друг с другом. Самое интересное, что об этом уже в открытую начинают говорить и на Западе.

Поэтому реформы в нашей стране смогут провести только те люди, для которых главным приоритетом будет вдохновлять и воодушевлять украинцев на преобразования в разных сферах и в обществе в целом. Это возможно сделать только с позиции точного знания особенностей нашего менталитета и искреннего стремления находить объединительные идеи для всех без исключения украинцев, особенно – для находящихся в яростной вражде. Реформаторы такого плана будут легко заметны, потому что для них доверие общества и работа на благо общества будут не пустым звуком, а высшей ценностью в жизни.

К счастью, в Украине есть одна реформа, которая, как складывается впечатление, выстраивается на ценностях, схожих с описанными выше и близкими нашему менталитету. Речь идёт о создании новой полиции – практически единственной реформе сегодня, которая может похвастаться действенными и ощутимыми результатами. В данной статье «i» хотят на контрасте продемонстрировать подход к созданию новой полиции и подход к реформированию СБУ. Благодаря этому контрасту будет хорошо заметно, почему у создания новой полиции есть шансы на успех, а в рамках реформирования СБУ сейчас можно ожидать только бесплодных разговоров о реформах.

СБУ — тоска и апатия побеждают реформу

Сотрудники СБУ сегодня говорят о реформе своего ведомства без энтузиазма и с потухшими глазами. Это, вероятно, наилучший признак того, что никакой реформы на этом направлении не случится — если вообще кто-то всерьёз думает реформировать спецслужбу.

А ведь работа данного органа ныне имеет для Украины важнейшее значение. Одна из ключевых задач СБУ — это сохранение целостности нашего общества, которое сегодня находится в состоянии развала. Но сотрудники этого ведомства смогут на полную мощь реализовать свою задачу только в том случае, если у них будет глубинная внутренняя мотивация все свои силы отдавать работе на благо общества и в интересах общества.

Правда, такой мотивации у большинства из них, вероятно, нет, да и быть не может. Ведь важность и первичность работы на благо общества не понимают и не ощущают сегодня не только сотрудники СБУ — этого не понимают и врачи, и учителя, и чиновники, и журналисты, и бизнесмены. Да все мы вместе не понимаем, зачем нам работать и жить в первую очередь на благо и в интересах всего нашего общества. Из-за этого мы живём в своих личных интересах и испытываем от этого серьёзное внутреннее неудовлетворение. А внутреннее неудовлетворение жизнью перерастает в агрессию, ненависть, злость и неприязнь среди членов нашего общества и ведёт в конечном итоге к распаду общества.

Именно поэтому реформа СБУ сегодня очень проста — она ничем не отличается от реформы любой другой сферы нашего общества. Нужно искать возможности достучаться до ключевых ценностей нашего менталитета, которые заложены в подавляющем большинстве украинцев, но о которых мы все благополучно забыли. Если те же сотрудники СБУ вспомнят об этих базовых ценностях, способных всех нас объединить в один единый ударный кулак, то им не нужны будут никакие концепции реформирования или законы, чтобы прямо сейчас много чего сделать на благо и в интересах нашего общества.

Тем более что сама практика доказывает, что ожидание новых красивых законов или реализации тяжеловесных реформ в итоге приводит, как правило, только к потере времени и сил. Зато весьма успешными оказываются действия, которые можно своими силами и в сфере своей компетенции осуществить прямо сейчас (см., к примеру, статью о дерегуляционной реформе в Украине). Вот и СБУ сегодня не надо никаких новых законов, чтобы и в существующих ныне возможностях очень много сделать на благо нашего общества и для сохранения его целостности. Это всего лишь вопрос внутренней мотивации – для кого и зачем я работаю?

Без верного ответа на этот вопрос, который бы проистекал из глубин нашего коллективного мироощущения, никаких реформ не будет – и не только в сфере спецслужб. Будет просто унылое перетекание одних документов в другие, которые в итоге либо не вступят в силу, либо не будут выполняться, либо будут выполняться криво и не в полном объёме.

О том, в какой атмосфере протекает сейчас реформа СБУ, можно прочувствовать из недавнего выступления сотрудника центрального аппарата СБУ Сергея Шехненко. «СБУ разработала проект концепции своего реформирования — в исполнение соответствующего решения СНБО. 17 сентября это проект обсуждался на коллегии СБУ, после чего он был направлен европейский экспертам и в СНБО. Этот проект предусматривает комплекс мер, направленных на достижение той цели реформирования СБУ, которая заложена в Стратегии национальной безопасности (утверждена указом президента № 287 от 25 мая с. г.). Там определено, какая служба безопасности должна быть в нашем государстве. Там обозначено два взаимосвязанных пути реализации заданий, определённых президентом. Первый направлен на усиление институционной способности и профессионализма в деятельности СБУ, обновление соответствующих доктринальных и других руководящих документов, как того требует стратегия стабильного развития «Украина 2020». За один день или месяц реформировать такую структуру невозможно, поэтому вторым путём должно стать формирование экспертной группы при участии украинских и иностранных специалистов», — сказал Шехненко.

Для реализации второй задачи создан, к примеру, Центр обеспечения реформирования СБУ. Но когда «i» попытались разузнать подробности, то выяснилось, что и телефона в этом Центре пока нет, да и контактное лицо остаётся невыясненным.

Из-за такого положения дел ощущается большой разрыв в коммуникации, понимании и доверии между сотрудниками СБУ и независимыми от СБУ экспертами из общественных организаций. Последние говорят о том, что гарантий проведения реформы спецслужбы сегодня нет; нет единой стратегии этой реформы; СБУ исповедует советские подходы в своём реформировании и в своей работе; сейчас возможен только один режим управления СБУ — ручной, что несет риски коррупции.

В таких условиях совсем уж неудобно становится говорить о фактических составляющих реформы СБУ — о вопросах досудебного следствия, о демилитаризации ведомства, о полномочиях СБУ в борьбе с коррупцией и оргпреступностью и многом другом. А когда в реформу вмешивается ещё и очевидное желание разных лиц в государстве расширить своё влияние на деятельности СБУ и её кадры, то становится совершенно понятно, почему сотрудники спецслужбы тяготеют к консервации нынешней ситуации и балансов, чем к созданию непонятно чего в будущем.

Новую полицию создают с верных исходных пунктов

В создании новой полиции царит совсем другая атмосфера и совсем другая риторика. Для людей, стоящих за этой реформой, доверие к ним общества, новых полицейских и старых сотрудников милиции — не пустой звук. Эти реформаторы сами добиваются к себе всестороннего доверия и, как следствие, тщательно мониторят и перепроверяют уровень доверия к себе и к своим действиям. Во главе угла во всех создаваемых ныне структурах новой полиции поставлено то, что полицейский выполняет важнейшую для общества работу по обеспечению безопасности людей и их защите. Без полицейского эту работу больше в обществе выполнить никто не сможет – а такая важность своей работы для общества внутренне заводит человека нашего менталитета. Для того, чтобы полицейский был сосредоточен на работе на благо общества, реформаторы заботятся и о неприкосновенности установленного уровня зарплат.

Создание новой полиции — это единственная сегодня реформа в Украине, где думают о будущем тех сотрудников, которые покидают ряды МВД и не смогут работать в новой полиции. Помимо этого, новые полицейские строго заточены на то, чтобы завоёвывать доверие у граждан, чтобы сглаживать агрессию и конфликты в местах их возникновения. Вездесущее присутствие новой патрульной полиции вызывает впечатление доступности новой полиции чуть ли не в любую секунду времени. И тем самым в обществе растёт чувство защищённости и безопасности, что цементирует общество.

Все эти принципы закладываются и в новое Бюро противодействия наркопреступности (БПН), созданное в рамках новой полиции на базе недавно ликвидированного ОБНОНа. Известно, что среди сотрудников ОБНОНа сейчас идёт переаттестация, и 80% из них не будет допущено к отбору в новое БПН. Отбор в БПН будет строгий. До 11 ноября собираются анкеты кандидатов, после чего пройдёт жёсткий конкурс (проверка профессиональных навыков, проверка здоровья, тест на употребление наркотиков, физическая проверка и собеседование).

Как сообщила Хатия Деканоидзе, новый руководитель Национальной полиции, уже собрано приблизительно 2300 анкет, а до 11 ноября будет разработан план учёбы (200 часов). «Самое главное — новые люди с чистыми руками придут служить в БПН и будут работать во благо украинского народа и нового поколения», — подчеркнула Деканоидзе (см. справку).

Вся Украина будет разбита на 9 регионов, в которых будут созданы зональные управления, обслуживающие по три области. В каждой области будут находиться 10-15 агентов, которые будут работать в полевых условиях – собирать информацию и передавать в зональный отдел. В зональном отделе работают 25 аналитиков, которые подготавливают и разрабатывают операции по уничтожению преступных групп. Всего в БПН будет набрано 600 сотрудников. Их зарплата составит 9-12 тыс. грн.

Создатели БПН закладывают в этот орган принципиально новую философию. Они не видят возможности борьбы с наркотиками без системного и комплексного сотрудничества с Минздравом (легальный оборот наркотических средств плюс широкая доступность препаратов, из которых можно производить наркотики), с Минобразованием (пропаганда здорового образа жизни среди молодого поколения и разъяснительная работа о наркотиках), а также с органами по борьбе с оргпреступностью (по словам главы БПН Ильи Кивы, наркотраффик в основном находится под контролем больших преступных групп).

Правда, ни Деканоидзе, ни Кива не дали чёткого ответа на вопрос «i», как будет осуществляться борьба с самым главным врагом нового Бюро — сумасшедшим спросом на наркотики внутри нашего общества. Здесь важно точно знать, какие именно внутренние психические пустоты вынуждают людей принимать наркотики и как помочь людям справиться с этими психическими пустотами. За этими психическими пустотами стоят в первую очередь мировоззренческие и экзистенциальные кризисы, когда человек не может ответить на вопросы, зачем он пришёл в этот мир и какова цель его жизни.

Неспособность ответить на этот вопрос порождает огромное внутреннюю неудовлетворённость жизнью, частично заглушить которую можно только через такое сильнодействующее средство как наркотики. Если удастся справиться с такого рода внутренними психическими пустотами, тогда в обществе уйдёт спрос на наркотики. И в Украину их можно будет завозить хоть тоннами — они просто никого не будут интересовать.

Важно ещё и то, что и у главы БПН Ильи Кивы есть большой лидерский потенциал – он способен вести за собой людей и это ощущается. Но сможет ли он реализовать этот потенциал, во многом зависит от него самого. Тут сыграют свою роль много факторов, но в первую очередь – в какой мере работа на благо общества и доверие общества к работе БПН и к нему лично станут определяющими ценностями для Ильи Кивы.

Двигатель реформ — внутренние состояния реформаторов

Сейчас во всех общественных процессах в Украине на первый план выходят внутренние состояния людей. Реформы и полезные преобразования в обществе способны осуществить те люди, которые ищут причины своей агрессии, ненависти и неприязни в самих себе и не позволяют негативной атмосфере в обществе стать во главу своей работы. Это касается каждого украинца, но в первую очередь – людей, которые проводят реформы. Среди них — очень много людей обиженных, с агрессивным настроем, с ненавистью и неприязнью на сердце, с апатией и депрессиями и т. д. И корень всех этих своих состояний они видят в ком угодно (часто – в сферах и людях, которые затрагивают их реформы), кроме себя самих.

«i» вовсе не имеют намерения петь победные реляции созданию новой полиции — тем более что необратимых трансформаций у силовиков пока ещё нет. Но у данной реформы есть одно неоспоримое качество — та атмосфера доверия и позитива, которая сопровождает создание полиции. А эта атмосфера невозможна, если реформаторы не имеют должного внутреннего настроя на реформы и веры в них, если они не апеллируют к ценностям именно нашего менталитета и не находят отклика на это у своих сотрудников и общества. Всё это даёт новой полиции шанс, что у них всё может получиться – в отличие от многих других направлений реформ, в том числе таких краеугольных как медицина, образование, госслужба, суды и т. д.

Любая реформа в Украине будет обманом, если она не будет проистекать из ценностей нашего менталитета и особенностей нашего коллективного мировоззрения. Но даже если эти ценности и особенности будут учтены, это ещё ничего не гарантирует — уж очень высок уровень агрессии, неприязни и ненависти внутри нашего общества, что стремительно разваливает нашу страну на кусочки. Знания о нашей внутренней природе дают нам шанс избавиться от неудовлетворённости жизнью и жить счастливо. А как мы воспользуемся этим шансом — тут ответственность лежит непосредственно на каждом из нас.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи