ТПП стало крупнейшим для США торговым соглашением со времен NAFTA — создания Североамериканской зоны свободной торговли свыше 20 лет тому назад.
От Канады и Чили — до Японии и Австралии для стран-участниц с общим населением в 800 млн человек, проживающим на четырех континентах, будет действовать самая большая в мире зона свободной торговли. Вошедшие в партнерство страны уже сейчас производят 40% мирового ВВП.
В американской Атланте завершился переговорный процесс, длившийся свыше 5 лет. Да и на финальной стадии он потребовал от участников переговоров нескольких бессонных ночей работы, признался американский торговый представитель в ранге посла Майкл Фроман. Программа Транстихоокеанского экономического сотрудничества, написал в приветственном слове госсекретарь США Джон Керри, «позволяет стимулировать экономический рост и процветание, повышение конкурентоспособности, создает новые рабочие места на американских берегах (Тихого океана)». Соглашение обеспечит новый и эффективный доступ к мировым рынкам для американских компаний, больших и малых.
ТПП стало крупнейшим для США торговым соглашением со времен NAFTA — создания Североамериканской зоны свободной торговли свыше 20 лет тому назад. На подходе еще одно, даже более масштабное историческое соглашение — «Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство», что означает создание режима свободной торговли между США и Европейским союзом.
Нетрудно заметить, что на этом «празднике жизни» чужими оказались Россия и, что особенно заметно, Китай — государства, расположенные в Тихоокеанском регионе.
Подписанием соглашения о ТПП администрация Обамы подтвердила, что слова о переносе внешнеполитических приоритетов США в район Юго-Восточной Азии и Тихого океана — не пустой звук. Обама, родившийся на Гавайях, как-то назвал себя «первым тихоокеанским президентом».
О Китае — крупнейшем торговом партнере, кредиторе и сопернике — глава Белого дома высказался откровенно: «Когда более 95% потенциальных клиентов живут за пределами наших границ, мы не можем позволить таким странам, как Китай, писать правила мировой экономики. Мы должны сами написать эти правила, открывая новые рынки для американских товаров, устанавливая высокие стандарты для защиты рабочих и сохранения окружающей среды. Соглашение, подписанное в Атланте, позволит это сделать».
Именно антикитайская направленность партнерства должна поспособствовать безболезненному прохождению подписанного в Атланте документа через Конгресс. В этом году республиканцы, контролирующие обе палаты, наделили президента особыми полномочиями в области торговых соглашений. Глава исполнительной власти может заключать их, а Конгресс, в свою очередь, может одобрить или отклонить, но не вносить поправки и не пользоваться процедурой филибастера — намеренного срыва голосования в Сенате.
Впрочем, по прогнозам аналитиков, Транстихоокеанское партнерство ждет непростое утверждение на Капитолийском холме. Если большой бизнес приветствует его ратификацию, то профсоюзы — против, потому что соглашение может вызвать перевод части промышленного производства из США, а это потеря рабочих мест. Крупнейшее в Америке объединение профсоюзов АФТ-КПП в понедельник потребовало от администрации немедленно распространить текст договора. «Мы разочарованы тем, что наши переговорщики поторопились заключить ТТП в Атланте», — заявил лидер профсоюзного объединения Ричард Трамка. Президент Обама обещал соглашение опубликовать, как только будет завершена «техническая работа». Как ожидается, документ не будет обнародован до конца нынешнего года.
Смею предположить, что, выступая на Генассамблее ООН с резкой критикой «закрытых эксклюзивных экономических объединений», Владимир Путин имел в виду именно Транстихоокеанское партнерство и Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство.
После речи президента критическая оценка ТТП российскими СМИ была предопределена. «С помощью этого соглашения США и Япония как более сильные экономики завоюют новые развивающиеся рынки. Особенно сильно могут пострадать Малайзия, Перу и Вьетнам как самые слабые экономики в этом объединении», — угрюмо пророчествуют аналитики в Москве. Напротив, по данным вашингтонского Института международной экономики Петерсона, Вьетнам получит от реализации соглашения дополнительно $89,1 млрд до 2025 года. В то время как не вошедшие в партнерство Китай и Гонконг потеряют за этот же период $59,2 млрд.
В США с ее системой «сдержек и противовесов», подразумевающей и острую борьбу двух ведущих партий, и непростое взаимодействие исполнительной и законодательной ветвей власти, соглашение вызывает самые разные отклики. От безудержного оптимизма, царящего в администрации, до умеренного скептицизма прессы и полного неприятия со стороны оппонентов Обамы.
Как нередко бывает, крайне правые совпадают с крайне левыми. Миллиардер Дональд Трамп, кандидат в президенты от республиканцев, написал в твиттере: «ужасная сделка».
Как отмечает здешняя пресса, многие республиканские законодатели готовы противостоять соглашению только потому, что оно было заключено администрацией Обамы. В частности, некоторым республиканцам не нравится поправка, запрещающая производителям табака бороться с антитабачной пропагандой.
В американских СМИ отмечают, что среди всех 12 стран наиболее проблемной ратификация соглашения выглядит в Конгрессе США, тем более что она будет проходить в год президентских выборов, а также в Канаде, где судьба его будет решаться сразу после всеобщих выборов.
В пресс-релизе офиса торгового представителя США отмечается, что ТПП снимет свыше 18 тысяч торговых пошлин, которыми облагали американский экспорт страны — участницы соглашения, в том числе автомобили, станки, информационные технологии, потребительские товары и сельскохозяйственные продукты. Для молочной продукции американских фермеров соглашение открывает канадский рынок, практически закрытый для них сегодня. Для ковбоев Среднего Запада станет доступным японский рынок, где постепенно, в течение 15 лет, исчезнут высокие тарифы, защищавшие от конкуренции японскую говядину — сколь нежную, столь и дорогую, пишет «Нью-Йорк таймс». В свою очередь, по данным «Уолл-Стрит Джорнэл», соглашение снимает пошлины на японские автомобили на североамериканском рынке. Кстати, компания «Форд» поспешила выступить с заявлением о том, что соглашение увеличит торговый дефицит США из-за «манипуляций с курсами национальной валюты» в ряде стран Тихоокеанского региона, и призвала Конгресс голосовать против соглашения.
ТТП защищает интеллектуальную собственность в сфере био- и фармацевтических препаратов. В связи с этим в Атланте прошли акции протеста онкобольных, которые уверены, что соглашение позволит фармакологическим монополистами тормозить выпуск доступных по цене лекарств.
Часть тарифов будет снижаться постепенно. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ поблагодарил за то, что в документе учтены пожелания его страны по сохранению тарифов и одновременному увеличению импортных квот на рис, говядину, свинину и ряд других продовольственных товаров. Абэ допускает, что в будущем и Китай сможет присоединиться к ТТП. «Это будет иметь большое стратегическое значение и послужит укреплению безопасности региона», — заявил Абэ. Первой изъявила желание подключиться к программе Южная Корея.
Специалисты отмечают, что заложенные в соглашении принципы разрешения торговых споров могут стать примером для будущих международных экономических союзов, в том числе Трансатлантического. За «Новым Шелковым путем», Евразийским экономическим союзом и другими торгово-политическими объединениями, где рулят Китай и Россия и где участие США не подразумевается, — ответный ход. А Всемирная торговая организация (ВТО), куда так долго и с таким трудом пробивалась Россия, похоже, сейчас не в тренде. Создающиеся в разных частях планеты региональные экономические союзы наподобие ТТП — свидетельство того, что действующие правила мировой торговли действительно будут меняться.