Вчера фракция Радикальной партии вышла из парламентского большинства. Другие фракции, не голосовавшие за изменение в Конституцию в части децентрализации власти по версии президента Петра Порошенко, решили воздержаться от такого кардинального решения. Выход из коалиции еще «Батькивщины» и «Самопомощи» автоматически привел бы к парламентскому кризису и поставил страну в еще более сложное положение перед лицом российского агрессора.
«Мы не видим возможности находиться в коалиции, которая фактически была уничтожена вчера руками президента Порошенко и председателя Верховной Рады Гройсмана, вопреки позиции большинства фракций коалиции внесли в парламент вопрос изменений в Конституцию. Как следствие — смерть на площади перед Верховной Радой, кровавые провокации, в результате которых пострадали сотни людей», — пояснил свое решение лидер «радикалов» Олег Ляшко. Он сообщил о переходе Радикальной партии в оппозицию к действующей коалиции А также заверил, что перевыборов в ВР не будет, а коалиция продолжит работу без его фракции.
По словам первого зампредседателя фракции Блока Петра Порошенко (БПП) Игоря Кононенко, оставшихся голосов будет достаточно для эффективной работы парламентского большинства в нынешнем составе. «Коалиция будет дальше работать. Вы знаете, что в коалиции было 302 голоса, минус 20 — будет 282. Это достаточно для того, чтобы эффективно работать, принимать законы и продвигать их дальше», — заявил парламентарий.
Вместе с тем Кононенко отметил, что коалиции не хватит голосов на финальное голосование за изменения к Конституции в части децентрализации, поэтому в БПП надеются на поддержку внекоалиционных депутатов. Кроме того, он отметил, что координатором коалиции может стать Юрий Луценко.
Как уже писали «i», президентскую модель децентрализации поддерживают не все депутаты. Камень преткновения — проблема «особого статуса» Донбасса, вытекающая из пункта 11 Минских соглашений, которым предусмотрено «принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей…».
Противники законопроекта уверены, что упоминание об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей – это фактически первые шаги к легализации сепаратистских республик и капитуляция перед Россией. В частности, Радикальная партия, «Самопомич», «Батькивщина», «Свобода», УКРОП, а также отдельные депутаты от Блока Петра Порошенко (БПП) и «Народного фронта» высказались «против» принятия законопроекта в первом чтении 31 августа.
Само голосование за документ проходило под вой сирен и в условиях блокирования трибуны. В то время как мирный протест под стенами парламента перерос в кровавое противостояние между митингующими и правоохранителями с использованием дымовых шашек и боевых гранат, в результате которого погибло трое служащих Нацгвардии.
Депутат от БПП Ирина Фриз считает, что тем самым главный радикал пытается отмежеваться от недавнего кровопролития украинских защитников под Радой. «Таким образом, главный клакера вчерашнего дня в парламенте пытается снять вопрос участия его «приспешников» в террористическом акте и избиении наших военных. Таким позорным образом он стремится избежать ответственности за смерть троих ребят. Манипуляциями содеянное не омрачить, даже несмотря на знание законов медиа. «Радикальный» беспредел должен получить такой же приговор, как и бандитизм Свободы», — написала она в своей страничке в Facebook.
С ней солидарен и политтехнолог Тарас Березовец. «Радикалы долго и упорно провоцировали, чтобы их попросили на выход. Когда этого не случилось, вышли сами. Думаю, настоящая причина вовсе не в Конституции, а в том, что в ближайшее время могут быть озвучены обвинения в адрес Валерия Вощевского и уголовные дела по ряду депутатов (Андрея Лозового, Игоря Мосийчука, Дмитрия Линько — «i»). По факту, Радикальная партия Ляшка идет след в след за «Свободой». Кстати, не факт, что все во фракции согласны с таким решением», — считает эксперт.
По мнению другого депутата из пропрезидентского блока, Сергея Лещенко, в коалиции у Олега Ляшка мало возможностей для маневра. «А вот в оппозиционной нише ему будет гораздо легче. И начинать преследования ярых оппозиционеров, критикующим Яценюка и Порошенко, власти так будет сложнее», — говорит парламентарий.
В свою очередь, политолог Виктор Каспрук считает, что решение радикалов покинуть состав коалиции также продиктовано желанием повысить свой рейтинг среди избирателей. Ведь сейчас некоторые политики понимают, что их шансы остаться в политикуме крайне малы, и пытаются любой ценой привлечь внимание электората.
Анализируя заявление Олега Ляшко о необходимости проведения всеукраинского референдума по вопросам особого статуса Донбасса, эксперт отметил, что подобного масштаба референдумы могут вызвать «совершенно ненужную агрессию, конфликты и возмущение». «Некоторые политсилы, которые понимают, что могут больше не попасть в парламент, начинают действовать таким вот образом и привлекать внимание электората. Кажется, многие депутаты до сих пор не понимают, что любой неверный шаг может привести к разделению страны. Никакие дополнительные собрания на нашей территории не нужны», – считает Каспрук.
Некоторые эксперты прогнозировали, что примеру «радикалов» последуют «Самопомич» вместе с «Батькинщиной». Однако эти политические силы пока решили повременить с таким решением.
«Фракция «Самопомич» провела глубокий анализ этой ситуации, выслушав каждого, и приняла решение, что мы остаемся оппозицией в коалиции. В коалиции нас держит только две вещи. Во время войны мы не можем допустить отсутствие парламентского управления в государстве. Второе — это ответственность за развитие управления в обществе и самого общества. Мы остаемся оппозицией в коалиции для того, чтобы не дать украинскому государству во время войны, разрухи, социального напряжения скатиться к узурпации, тирании и деспотии», — заявил председатель фракции Олег Березюк.
Он также отметил, что «Самопомич» остается в коалиции только при условии ее функционирования и наличия «общей мысли». Вместе с тем, ранее член этой фракции Семен Семенченко утверждал, что «Самопомич» также рассматривает возможность выхода из коалиции. «Мы это рассматриваем ежедневно», — сказал он в кулуарах парламента.
Депутат из команды Юлии Тимошенко Андрей Кожемякин также заверил, что для фракции «Батькивщины» этот вопрос сейчас не стоит. Другие соратники по коалиции тоже сомневаются в выходе последней, но весьма неоднозначно относятся к будущему союзу с экс-премьером.
В свою очередь, нардеп Андрей Лозовой на своей страничке в Facebook написал, что в парламенте «де-факто уже сформировалась новая коалиция, в которую вошли БПП, Народный фронт и Оппозиционный блок». Хотя в БПП отрицают в ближайшее время возможный союз с последним, ситуативное голосование по важным для себя вопросам там допускают.
Глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко исключает возможность переформатирования коалиции на данном этапе. «Формально большинство остается. Юридически выход одной фракции ничего не означает, если в коалиции больше 226 членов фракции. Вот если бы вышли три фракции, и было бы меньше 226 депутатов, вот тогда бы возник вопрос — либо новая коалиция, либо досрочные парламентские выборы. Сейчас такой проблемы нет, и, как я понимаю, до местных выборов и «Батькивщина», и «Самопомич» покидать коалицию не собираются», – объясняет Владимир Фесенко. Слухи же о том, что в коалицию возьмут «Оппозиционный блок», политолог называет «полной ерундой», так как такой союз будет равносилен «политическому самоубийству».
Что касается дальнейшего развития событий, то политолог прогнозирует следующее: «И «Самопомич», и «Батькивщина» думают, что они и дальше будут такой полуоппозицией в составе коалиции и не будут голосовать за многие законопроекты. Поэтому недостаток голосов внутри коалиции будет компенсирован поддержкой части внефракционных депутатов, группы депутатов «Воли народа», части депутатов от группы «Возрождение» и Оппозиционного блока. Будет использоваться модель ситуативного большинства».