С апреля в Украине выросли тарифы на ЖКХ, а уже в мае население столкнется с повышением тарифов на воду.
При этом премьер-министр Арсений Яценюк уверяет, что Кабинет министров до конца года предусмотрел 24,5 млрд грн. на субсидии для малоимущих. Смогут ли украинцы оплачивать коммунальные услуги и оформить обещанные субсидии, МинПром узнал с помощью экспертов.
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев считает, что сразу население не сможет платить по новым тарифам. Для того чтобы украинцы смогли быть платежеспособными и платить по тарифам, необходим длительный период, который будет включать в себя две составляющие: «Первое – это переход на экономное тарифопотребление: газ, электроэнергия, вода. А второе – это подготовка к учету тарифопотребления: газовые, водные счетчики и тому подобное. Для этого требуются деньги и время, которого сейчас у людей нет».
Эксперт убежден, что со временем меры по энергосбережению могли бы вывести людей на платежеспособный уровень. Таким образом, оплаты за коммунальные услуги могли бы осуществляться вовремя: «А смысл состоит в том, чтобы получать живые деньги за новые тарифы. Но сделать это в ближайшее время будет невозможно, учитывая низкий платежеспособный уровень граждан и неподготовленность к новому тарифопотреблению».
По его мнению, необходимо все-таки вернуться к проблеме обоснования тарифов и внести коррективы, наметить и определить переходный период для того, чтобы страна, экономика, энергосектор, а главное потребители смогли подготовиться к новому уровню оплаты тарифов за коммунальные услуги.
В то же время, говоря о блокировании трибуны парламента отдельными депутатами с требованием создания временной следственной комиссии по тарифам на ЖКХ, В.Карасев отмечает, что ВСК нацелена не столько на результат, сколько на процесс, чтобы критиковать высокий уровень тарифов, который был установлен. «Если же подходить не с политической, а с прагматической точки зрения, то необходим, во-первых, контроль над регуляторами, которые устанавливают тарифы. Во-вторых, нужны изменения в законы, которые регулируют тарифопотребление и устанавливают уровень тарифов. Поэтому можно пойти путем без лишнего пиара, без массированной критики правительства, а обратить внимание на деятельность регуляторов, на методику установления тарифов с их стороны и, если нужно, принять новый закон», – объясняет политолог.
А вот идею субсидирования он считает лишь отговорками и сомневается, что многие смогут получить помощь со стороны государства при оплате новых тарифов на ЖКХ. «Многие просто не получат эти субсидии. И главная проблема в том, что это экономически нерационально. Коммунальная сфера не получит деньги от людей. Население будет неплатежеспособно. А людей выселять, расселять, отправлять из центра на какие-нибудь спальные районы государство не готово ни морально, ни политически, ни технически», – говорит В.Карасев.
Вместе с тем он акцентирует, что субсидии все же необходимы, и эту технологию нужно отрабатывать. Однако рассчитывать, что с помощью субсидий удастся решить проблему, по его словам, было бы верхом наивности и политической безответственности.
Директор Института украинской политики Кость Бондаренко допускает саботаж и достаточно серьезный кризис неплатежей в связи с повышением тарифов. «При этом уже приняты соответствующие документы, которые позволяют государству проводить отчуждение жилья и прочей недвижимости у злостных неплательщиков. И в данной ситуации, я думаю, это будет только обострять ситуацию в стране. В условиях, когда любые формы протестов объявляются работой на Россию и Путина, это будет еще и приводить к падению авторитета государства в глазах граждан и серьезному росту недовольства в обществе», – заявляет он.
Кроме этого, он полагает, что наше государство решило взять на себя обязательства не перед собственными гражданами, а перед Международным валютным фондом. Собственно поэтому и отменить эти тарифы оно решит не под давлением населения, а разве что лишь по согласованию с МВФ.
«Я думаю, что на самом деле правительство не очень боится собственного народа, поскольку не видит альтернативных лидеров. Наши политики боятся некоего движения лишь в случае, если они видят персонификацию этого движения, то есть если видят человека, который может занять их место завтра», – подчеркивает К.Бондаренко. Он добавляет, что поскольку в успешность акций протеста не верится, то митингующих и протестующих объявляют врагами государства.
Комментируя вопрос субсидирования в стране, политолог отмечает существование серьезной бюрократической системы при оформлении помощи со стороны государства, ряда бюрократических преград. «И в данной ситуации как раз будет немало сложностей с оформлением, будет создаваться коррупция на этом процессе. Всякая разрешительная система, всякая регламентирующая система несет в себе коррупционную составляющую», – обращает внимание он.
Одновременно К.Бондаренко предполагает, что в принципе резонно осуществлять не столько выплаты субсидий, сколько найти автоматизированное политическое решение того или иного вопроса: «Почему на эту сумму в 24,5 млрд грн. не сократить эти же тарифы, почему не использовать уменьшение тарифов? В данной ситуации я думаю, что правительство попросту ведет антисоциальную или асоциальную политику, и в любом случае только прикрывается лозунгами о необходимости «во имя», «до победного конца» и тому подобное. Если бы не было войны, правительству необходимо было бы ее придумать. Это пока что единственное, что спасает сегодня нашу власть».