The Guardian публикует статьи, посвященные региональным движениям за независимость в России.
Насколько они опасны для единства страны и не спровоцировали ли их сами российские власти своей поддержкой сепаратизма на Украине, задаются вопросами их авторы.
“От Сибири до Калининграда: зарождающиеся движения за независимость получают развитие в России”, – так озаглавлена статья американского аналитика и бывшего советника президента США по внешней политике Пола Гобла для The Guardian.
Москва, как представляется, успешно предотвратила попытки провести марш за независимость Сибири в Новосибирске в это воскресенье, пишет автор статьи. Но, по его мнению, российским властям не удалось остановить распространение стоящих за ним идей не только в других сибирских городах, но и в Калининграде и на Кубани.
“Полуэксклавное расположение Калининграда, его близость к странам ЕС и тот факт, что у 25% его жителей есть шенгенские визы, а у 60% – заграничные паспорта, – эффект всего этого состоит в том, что все больше его жителей ориентируются скорее на Европу, чем, собственно, на Россию”, – говорится в статье.
Зажиточные калининградцы покупают недвижимость в ЕС, посылают своих детей учиться в Литву, Польшу и Германию, а “молодые калининградцы уже затрудняются назвать основные российские города, включая в их списки Клайпеду, Ригу, Познань, Росток и Любек”, отмечает московский обозреватель Владимир Титов.
По словам Титова, сделать уступки Калининграду при его особом положении кажется вполне резонным, но тогда возникает вопрос: “Если можно Калининграду, то почему нельзя Сибири”?
“Движения регионализма существуют в Карелии, Ингерманландии, Новгороде и других местах, и теперь к ним примкнуло еще одно – на Кубани. Тамошние активисты огласили планы провести марш за федерализацию Кубани 17 августа, чтобы потребовать учреждения отдельной республики”, – отмечает Гобл.
“Хотя эти движения невелики и только зарождаются, с точки зрения Москвы, они все равно вызывают тревогу. Это не только предполагает, что центр, возможно, утрачивает контроль, по крайней мере, над некоторыми регионами, но и вызывает угрозу регионального сепаратизма, вроде того, что распространился в Российской Федерации в начале 1990-х годов и над подавлением которого усердно работал российский президент Владимир Путин”, – полагает автор статьи.
Более того, это поднимает вопросы об опасностях, которые Москва навлекла на себя, поддерживая “федерализм на экспорт” в случае с Украиной, отмечает аналитик.
“Для тех власть предержащих, кто помнит 1991 год, это поистине пугающая перспектива”, – считает Гобл.
“Профедералистские протесты в Сибири запрещены после задержания, по меньшей мере, девяти активистов”, – гласит заголовок статьи в The Guardian.
За последние дни, по крайней мере, девять активистов, призывающих к большей автономии регионов России, были задержаны полицией в связи с акциями протеста, сообщает автор статьи Алек Лун.
“В то время как “сторонники федерализации” на Восточной Украине удостоились многочисленных похвал от российских политиков и государственных СМИ, те, кто поддерживает подобные идеи собственно в регионах России, были допрошены и задержаны полицией. Активисты утверждают, что Москва выкачивает деньги, которые должны идти в местный бюджет, и отказывает региональным правительствам в правах, гарантированных конституцией Российской Федерацией”, – пишет издание.
Корреспондент отмечает, что акции протеста должны были пройти в Екатеринбурге, Новосибирске и Омске.
“Кто-то может сказать, что наша деятельность аналогична тому, что происходит на Украине, сепаратизму, но это неправда. Мы просто хотим больше прав и экономических свобод для регионов”, – заявила один из организаторов акции протеста в Екатеринбурге Светлана Бурдина.
Организатор также запрещенного марша за федерализацию Кубани Дарья Полюдова была задержана в пятницу, после того как неизвестный начал спорить с ней на улице. Ее арестовали на 14 дней по обвинению в хулиганстве, сообщает газета.