Президент Украины Петр Порошенко и министр иностранных дел Павел Климкин на неделе обнадежили сограждан, заявив, что Киев вскоре может официально получить статус Основного союзника США вне НАТО – так называемого Major non-NATO Ally (MNNA).
В американском Конгрессе уже взялись за соответствующий закон, предоставляющий Украине этот статус. В деле – как республиканцы, так и демократы, поэтому вероятность положительного исхода голосования весьма высока.
Союзниками США вне НАТО традиционно становятся страны, где у власти стоит демократически избранное, с точки зрения Вашингтона, правительство. Эти страны должны разделять американские ценности и придерживаться схожих с Вашингтоном взглядов на военно-стратегическую ситуацию в мире. По обеим категориям Киев вполне годится.
Все идет к тому, что Киев действительно в обозримом будущем официально станет союзником Вашингтона, что даже звучит – уже внушительно.
Однако есть небольшая загвоздка: какими именно будут последствия приобретения Украиной статуса MNNA, толком пока никто не разбирался. А поинтересоваться там есть чем.
Из хорошего: со странами, получившими этот статус, США по закону поддерживают более тесные связи в военно-технической сфере, им легче приобретать американское оружие и снаряжение, а их офицеров с радостью принимают на учебу и стажировку в военные вузы на территории США. Помимо этого, Вашингтон подбрасывает союзникам займы и кредиты на приобретение подержанной, но все еще современной боевой техники, а порой – просто дарит ее особо нуждающимся.
Из нейтрального: американцы и так оказывают военную и техническую помощь различным странам, никакого особенного статуса для этого не требуется. Хотя, конечно, MNNA позволяет ускорить процесс и избежать ряда препятствий бюрократического характера. Кроме того, этот статус никак не влияет на безопасность той или иной страны: им обладают вполне благополучные Австралия и Япония, беспокойные Израиль и Иордания, а также обожаемые террористами Афганистан с Пакистаном. Кроме того, США не требуют от своих союзников вне НАТО сражаться с ними в Ираке, например, но и не обещают прямой военной помощи, то есть отправки своих солдат на помощь союзникам. Проще говоря, союзничество получается в значительной степени декларативным.
Ну и из плохого: ни одна из 15 стран, ранее получивших статус MNNA, не стала членом НАТО. Для европейской страны на границе с Россией этот статус рискует обернуться своеобразным дипломатическим “гетто”, из которого очень сложно будет выбраться. По разным причинам далеко не все на Западе так уж стремятся присоединить Украину к Североатлантическому альянсу. Ни к чему особенному не обязывающее положение “союзника США” вполне может стать выходом из ситуации: Киеву будут раз за разом отказывать в полноценном членстве в НАТО, утешая уже имеющимся статусом. Кроме того, во многих странах, где сильны антиамериканские настроения, MNNA служит различным экстремистам документальным доказательством зависимости своих правительств от США. Логика тут такая: “Они – марионетки Вашингтона. Даже справка имеется”.
В итоге получение Украиной статус союзника США вне НАТО в краткосрочной перспективе может обернуться скорыми поставками сравнительно современных и недорогих американских вооружений, а также позволит руководству страны объявить о “важном дипломатическом достижении”. В долгосрочном же плане никаких особенных преференций этот статус не даст. Более того, существует опасность, что он помешает интеграции Украины в НАТО, остановив этот процесс на полпути. По видимости, Киев примет тактическое решение, приняв этот статус. О стратегии можно будет задуматься уже после завершения войны на востоке.