Виктор Чумак, народный депутат VII созыва (УДАР), генерал-майор юстиции, специалист в сфере безопасности и обороны рассказал «і» о том, кто попадает под призыв по частичной мобилизации, когда возможна всеобщая мобилизация, будет ли бомбардирование Киева, готова ли Украина к войне, чем опасна федерализация и как должны развиваться вооруженные силы Украины, - сообщают Экономические Новости.
Вопрос: Будут ли призваны по частичной мобилизации офицеры запаса, которые заканчивали военные кафедры в университетах и институтах Украины?
Ответ: По частичной мобилизации вызываются специалисты из дефицитных специальностей — офицеры, которые уже отслужили и имеют определенный опыт. Возможно, и те, которые заканчивали вузы и получили воинские звания или проходили специальные сборы, но действительно имеют сегодня дефицитные специальности. Например, такие, как командир танковых или мотострелковых взводов. Но это будет небольшое количество людей. Мобилизуется не вся армия, а определенные части. Я думаю, что это будут солдаты, сержанты, которые уже проходили службу. Не надо забывать, что частичная мобилизация опирается еще и на добровольцев.
В: Насколько Украина подготовлена к войне?
О: Я считаю, что на сегодня сделано все максимально возможное, чтобы быть подготовленными к внешней агрессии, хотя времени было немного. Все остальное — это уже наращивание усилий. Дальнейшие действия будут зависеть от сложившейся ситуации — будет ли ее эскалация, усиление агрессии.
В: Будет ли объявлена всеобщая мобилизация? Кто под нее попадает?
О: Когда объявляется всеобщая мобилизация — это уже война. Я надеюсь, что мы до такого не дойдем. Под нее попадают все военнообязанные в возрасте от 20 до 50 лет. А для старших офицеров и генералов — до 60 лет.
В: Как Вы относитесь к созданию народного ополчения?
О: Я думаю, что на сегодня это уже должно происходить. По примеру Швейцарии нужно собирать людей, формировать группы народного ополчения. Уже существуют отработанные механизмы. Говорить им, где есть оружие, как его хранить, как его можно получить в случае необходимости. Я думаю, что к этому мы уже идем.
В: Как Вы думаете, возможна ли бомбардировка Киева?
О: Нет, я считаю, что это невозможно. Военные операции идут по другим правилам. Это так называемая воздушно-наземная операция. Бомбардировка может быть только объектная — по четким объектам, которые составляют наиболее важную инфраструктурную или военную составляющую. Может быть бомбардировка по объектам ВПО, воздушной обороны, по мостам. Уже никто в мире не бомбит города. Могут быть военные действия, но без применения авиации.
В: Есть ли в Киеве бомбоубежища, и в каком они состоянии?
О: Любое метро — это уже бомбоубежище. Специальные бомбоубежища находятся за пределами метрополитена. Киевское метро очень глубокое и имеет все необходимые показатели, чтобы выполнять эту функцию.
В: Что должно делать гражданское население в случае начала войны?
О: Я думаю, что все должны заниматься своими делами. Люди должны идти в армию, ополчение, оказывать первую медицинскую помощь. У каждого должна быть своя роль.
В: Как, по Вашему мнению, должна развиваться украинская армия: самозащита, коллективная защита или двусторонние соглашения?
О: Я считаю, что система существующей коллективной безопасности должна быть пересмотрена. Коллективная безопасность — это правильный путь, она должна остаться основой, но меры должны быть жесткими и обязательными для всех ее членов.
В: Какой путь развития вооруженных сил для Украины Вам ближе: Швейцарии, Польши или Израиля?
О: Я думаю, что золотая середина, чтобы у нас вооруженные силы были средним между Швейцарией и Израилем.
В: Удастся ли устроить украинской армии воздушный коридор к военным, которые остались в Крыму?
О: Я думаю, что вряд ли.
В: Сможет ли Украина отстоять Юг и Восток от российских оккупантов?
О: Несомненно. С Крымом ситуация другая. Все произошло тогда, когда в стране было безвластие, когда одна власть сбежала, а другая еще не сформировалась. Сейчас абсолютно другая ситуация. Контроль все больше переходит к новой власти. Управляемость на местах становится все сильнее. Военные приобретают все больше способности к концентрированию, их возможности становятся все шире. Мобилизация граждан тоже высокая. На сегодня у нас есть значительные шансы. Мы идем на опережение по сравнению с агрессором. Я считаю, что у нас есть шансы отстоять Юг и Восток.
В: Чем опасна федерализация для Украины?
О: Федерализация опасна тем, что это фактически раздел страны. Федеральные территории с правом заключения собственных и международных договоров ведут к расколу страны. Крым продемонстрировал это, хотя и был автономией в составе государства с квази-законодательными и исполнительными органами. Федерализация приведет к ослаблению государства, растягиванию его на кусочки.
В: Что такое, с Вашей точки зрения, патриотизм?
О: Патриотизм — это когда человек чувствует свое единение с Родиной, когда он готов защищать людей на территории, на которой живет. Для меня это состояние души или совести. Я видел, как у моей жены слезы наворачивались на глаза, когда украинские солдаты пели в Севастополе гимн, когда спускался флаг. Хотя по национальности она русская.