Растущая напряженность в отношениях между США и Россией может постепенно привести к "прохладной войне" - облегченному варианту холодной войны - которая представляет угрозу как для Вашингтона, так и для всей мировой геополитической системы, пишет адмирал ВМФ США в отставке Джеймс Ставридис в статье для Foreign Policy.
Список ключевых разногласий велик: одной из наиболее острых проблем является Сирия, пишет Ставридис.
Он перечисляет такие пункты разногласий между Россией и США, как размещение натовских систем ПРО в Восточной Европе, российско-грузинский конфликт, предоставление убежища Эдварду Сноудену, а также “давление Москвы на Украину, Сербию и Молдавию в области их потенциала для интеграции в евроатлантический мир”.
“Все это происходит на фоне двух важных и сложных факторов”, – полагает адмирал.
Первое – это ухудшающееся состояние российского общества в плане демографии; катастрофически высокого уровня алкоголизма и злоупотребления наркотиками, а также мятежных действий мусульман-радикалов, особенно в Дагестане, рассуждает автор статьи.
Второе – это, безусловно, президент Владимир Путин, считает автор. “Сказать, что он стремится привнести враждебность, характерную для его долгой службы в КГБ, в американо-российский диалог, – значит недооценить эту ситуацию: иногда кажется, что он на самом деле ненавидит США”, – считает Ставридис.
“Однако из положительных моментов можно отметить, что картина довольно размыта и существуют некоторые области сотрудничества”, – говорится в статье.
В первую очередь, по мнению адмирала, в какой-то степени вызывает удивление Афганистан. “Несмотря на собственные неудачи в Афганистане, Россия, в целом, помогала США, передавая развединформацию, сотрудничая в антинаркотических операциях, продавая… вертолеты и снабжая стрелковым оружием и боеприпасами афганские силы безопасности”, – пишет Ставридис.
Автор отмечает в качестве позитивных моментов сотрудничества России и США операции против пиратов у восточного побережья Африки и, “по крайней мере, на данный момент”, кооперацию в Арктике, а также подписание договора СНВ-II.
Главное, по мнению Джеймса Ставридиса, – это “найти новые зоны, где возможно дальнейшее сотрудничество, чтобы уменьшить вероятность дальнейшего сползания к сценарию холодной войны”.
Автор предлагает поощрять встречи руководства на высшем уровне, испробовать сотрудничество на второй “дорожке”. “Использование неправительственных дипломатических форумов для сотрудничества с Россией может быть весьма многообещающим”, – поясняет Ставридис, приводя в пример деятельность сенатора Сэма Нанна и инициативу по сокращению ядерной угрозы.
Адмирал также отмечает как возможные варианты сотрудничества создание совместных центров по обмену информацией, поиск экономического сотрудничества и более полный обмен разведданными, в том числе во время Олимпиады в Сочи.
“В Сирии деятельность международного сообщества по уничтожению химоружия является начальным пунктом соглашения, которое может быть достигнуто на раунде переговоров в рамках Женевы-2. По Ирану нам нужна поддержка России, пока мы работаем над соглашением, которое, по крайней мере, заморозит и, будем надеяться, окончательно свернет иранскую программу по созданию ядерного оружия”, – говорится в статье.
“Нас никто не заставляет идти по пути либо бесконечной напряженности, либо полного сотрудничества… Весь фокус для США и России заключается в том, чтобы преодолеть обстоятельства наших разногласий, чтобы найти путь к лучшим отношениям в целом, признавая, что всегда будут области, которые мы будем видеть в разном свете”.