"Я советую Джанроберто Казаледжио перечитать произведение Владимира Ленина "Государство и революция", чтобы понять, что прямая демократия остается утопией, пишет Паоло Франки в статье, опубликованной в газете Corriere della Sera.
“В интервью изданию Lettura один из лидеров “Движения 5 Звезд”, M5S, Джанроберто Казаледжио перечисляет некоторые отправные моменты для понимания цифровой революции. Я бы хотел в связи с этим посоветовать Казаледжио прочитать или перечитать “Государство и революция”, – пишет автор статьи. – Совершенно очевидно, что в августе-сентябре 1917 года, когда был написан этот памфлет, Ленин не мог иметь никакого понятия о цифровой революции. Но прямая демократия, которая, по словам Казаледжио, благодаря Сети сумеет наконец установить господство в планетарном масштабе, была ему по сердцу. Диктатура пролетариата имела в лице Советов свой управляющий орган, более того, орган самоуправления. В Верховном Совете комбинировались законодательная и исполнительная власть. При этом любая избирательная комиссия имела право отозвать мандат представителей. На этом этапе государство умирало. При этом любая кухарка могла и должна была научиться управлять этим государством. Пусть и на ротационной основе”.
“О сталинских чистках в “Государстве и революции” не упоминалось. И, быть может, столетие спустя цифровая революция открывает для прямой демократии более лучезарные перспективы. Но, вероятно, стоит напомнить, чем закончилась история установления диктатуры пролетариата. Уже через семь месяцев после Октябрьской революции меньшевики и эсеры были изгнаны из Советов. (…) Потом ими стала заниматься ЧК. В феврале 1921 года революционные моряки Кронштадта подняли мятеж с требованием возвратить советскую демократию, положить конец большевистскому засилью, предоставить свободу слова и собраний для всех социалистических партий. Восстание потопил в крови Лев Троцкий, который через 20 лет и сам был убит. Что касается кухарки и ее амбиций в управлении государством, то в апреле 1918 года Николай Бухарин поделился своими сомнениями: “Рядом с каждой кухаркой находится комиссар, назначенный для того, чтобы отдавать ей приказания”, – пишет автор статьи.
“Надо быть слепым и глухим, чтобы не понять, что глубокий кризис политики, с одной стороны, и Сеть – с другой, определяют и будут в еще большей степени определять на мировом уровне небывалый, сумасшедший сценарий. Очень быстро меняются все парадигмы, на которых мы строили наши рассуждения, и назад дороги нет. Надо просто иметь рациональное (по возможности, демократичное) представление о том, куда мы хотим прийти: к каким обществам, к каким институтам, к каким формам согласия или несогласия. История, как всегда, нас ничему не учит. Но, если быть точным, она учит тому, каких ловушек следует избегать. Идеал прямой всеобщей демократии, столь же благородный, как и недостижимый в его анархической версии, и во всех иных версиях, включая вариант Казаледжио, боюсь, является утопией”, – заключает Паоло Франки.