Украине нужна осмысленная кредитно-денежная политика
Национальный банк Украины никогда не играл особо позитивной роли в развитии страны и ее экономики, но то, что он делает сегодня – ниже всякой критики.
Две главные цели денежно-кредитной политики – это ценовая стабильность и экономический рост. Имеются и дополнительные цели – здоровая финансовая система, стабильность банковской системы, защищенность банковских депозитов, конвертируемость валюты, предсказуемый обменный курс, преимущественное использование национальной валюты в качестве платежного средства.
Из всех этих целей НБУ достиг только одной – низкой инфляции. Пожалуй, это самая важная задача. Однако нулевой уровень инфляции свидетельствует о том, что эта задача выполнена за счет всего остального. Список провалов внушает тревогу.
Ситуация в банковском секторе превращается из плохой в катастрофическую. Уровень процентных ставок экстремально высок – 25-28% годовых, но иначе капитал мгновенно покинул бы страну: никто не верит в устойчивость фиксированного обменного курса. Из-за растущего дефицита по счету текущих операций гривна, по общему мнению, должна обесцениться как минимум на 10%. Цены на сталь падают, а она остается основной статьей украинского экспорта.
При столь высоких процентных ставках многие заемщики не могут обслуживать свои долги, доля проблемных кредитов достигла 40% и продолжает расти. Это убивает банковскую систему. Западные банки, выстоявшие в кризис 2008–2009 годов, бегут из страны. Государственные, российские и несколько олигархических банков чувствуют себя неплохо, но они не могут заполнить образовавшуюся пустоту.
В разгар этого бедствия НБУ похваляется резким снижением внешней задолженности украинских банков, хотя это означает лишь то, что западные банки выводят ресурсы из Украины, которая перестала им быть интересна. Многие банки с украинским капиталом отрезаны от внешнего финансирования.
Практически все профессиональные экономисты убеждают НБУ отпустить гривну в более-менее свободное плавание. Фиксация курса работает в маленьких, диверсифицированных и очень открытых экономиках. И совершенно не годится для более крупных экономик, зависящих от циклического сырьевого экспорта.
В ответ Нацбанк еще отчаяннее сражается с девальвацией. Он ведет дело к монополизации платежей, вытесняя зарубежные системы Visa и MasterCard, и добивает многострадальный фондовый рынок, который заканчивает год 40-процентным снижением индекса.
В ход пошел старый прием – половина экспортной выручки должна конвертироваться в гривну. Это только усугубит проблему трансфертного ценообразования и отток капитала на Кипр.
Самый отчаянный шаг – проталкивание через парламент законопроекта о взимании с продажи валюты 10-15% налога. Чисто советское мышление. Кто будет заводить в Украину деньги, если этот абсурдный закон будет принят? Нет нужды говорить, что все эти законодательные инициативы ставят крест на финансировании со стороны МВФ.
Виден ли свет в конце туннеля? После выборов я спросил нескольких своих состоятельных друзей в Киеве, на чем они зарабатывают. В прошлом году они покупали качественные корпоративные облигации и получили доход в 40%. Их рассказы напомнили мне Россию 1997–1998 годов с ее фиксированным курсом и заоблачными доходностями по облигациям. Все помнят, что закончилось это девальвацией рубля на 75%, дефолтом по гособлигациям, коллапсом банковской системы.
В Украине не все так плохо. Государственные финансы более сбалансированы, госдолг значительно меньше. Но НБУ продолжает рыть опасную яму. Менее чем за год международные резервы Украины снизились с $38 млрд до $25 млрд, и отток капитала ускоряется.
Чем дольше продержатся высокие ставки, тем сильнее будут девальвационные ожидания. Чем больше драконовских мер по регулированию валютного рынка, тем сильнее обвалится гривна – и уже в довольно скором времени. НБУ очень постарался сделать гривну непривлекательной, так что масштаб девальвации может возрасти с 10 до 50%.
Что делать? Во-первых, отпустить обменный курс. Во-вторых, сократить расходы бюджета, чтобы ограничить масштаб девальвации. В-третьих, либерализовать обменные операции, чтобы люди хранили сбережения в гривне добровольно, а не по принуждению. В-четвертых, оздоровить слабеющий банковский сектор. И наконец, вопиюще некомпетентное руководство НБУ должно уйти в отставку.