Исследователям не дает покоя загадочное "событие Карла Великого", совпавшее по времени с победами этого императора над лангобардами. В годовых кольцах деревьев той эпохи обнаружена аномальная концентрация радиоактивного углерода-14. Американские астрофизики Эдриан Мелот и Брайан Томас предположили, что виной тому колоссальная вспышка на Солнце.
Феномен, относящийся к 774-775 годам, был открыт лишь в этом году. Эксперты объяснили аномалию повышенным космическим излучением и при этом предположили, что если бы оно было вызвано светилом, тогда Солнцу пришлось бы приписать в тысячу раз более мощное излучение, чем наблюдалось во время крупнейшей в истории человечества геомагнитной бури 1859 года. Но такой уровень излучения вообразить себе совершенно нереально. “Мы просто просмотрели внимательно эти ошибочные вычисления и обнаружили, что вспышка была всего в 10-20 раз сильнее, чем в 1859 году”,— прокомментировал Эдриан Мелот.
Не выдерживает критики и предположение о взрыве сверхновой. В то время восточные астрономы уже фиксировали подобные явления, но в вышеуказанный период ничего похожего не происходило.
По словам Мелота, согласно данным, полученным при помощи космического телескопа “Кеплер”, для солнцеподобных звезд вообще характерны периодические вспышки, мощность которых намного превышает стандартную. Именно такая вспышка и могла вызвать резкое повышение радиоактивного фона в третьей четверти VIII века. К тому же, добавил он, “вмешательство” со стороны сверхновой исключено, так как, чтобы содержание углерода-14 подскочило так резко, вспышка должна была произойти на расстоянии ближе ста световых лет от Земли.
Вследствие такого события взорвавшаяся звезда в течение нескольких месяцев должна была даже днем светить на небосклоне ярче, чем полная Луна. Если бы это действительно имело место, то наверняка оказалось бы отмечено где-то в летописях и других источниках. Более того, остатки сверхновой в наши дни все еще можно было бы увидеть. Между тем в радиусе ста световых лет ничего подобного не просматривается.
Маловероятна и гамма-вспышка от далекой сверхновой. В этом случае из двух противоположных точек звезды при взрыве вырываются плотные пучки гамма-излучения, распространяющиеся на огромные дистанции. За тысячи световых лет они могут достичь отдаленных планет, однако вероятность этого составляет не более одного раза за 15-20 миллионов лет, следовательно, она намного ниже, чем вероятность солнечных сверхвспышек.
Если же принять гипотезу о вспышке на Солнце, то насколько часто такие события могут происходить? Как свидетельствуют данные того же “Кеплера”, примерно раз в одну-две тысячи лет. Так что есть вероятность того, что супервспышка повторится в самое ближайшее время. Чем же это может быть чревато?
В эпоху Каролингов вспыхнувшее Солнце могло привести к падению урожайности (впрочем, неурожаи тогда были не такой уж редкостью), а также к легкому росту заболеваемости раком кожи из-за частичного разрушения озонового слоя. Но вспомним, что в те времена не было практически никаких коммуникаций. А вот в 1859 году во время геомагнитной бури по всему миру вышла из строя телеграфная связь. А ведь тогда не везде были электричество и водопроводы, не было телефонов, отапливались при помощи печей и каминов, а компьютеры, мобильники и интернет могли привидеться разве что в фантастическом сне…
Специалисты утверждают, что если бы сейчас приключилась вспышка в десятки раз мощнее, чем в эпоху Карла Великого, это вывело бы из строя нефте- и газопроводы, электрические трансформаторы и большинство электронных устройств. А если учесть, что почти все коммуникации тесно связаны между собой, то можно не сомневаться: конец света придет! Взять хотя бы недавний ураган “Сэнди”, на несколько недель оставивший часть американцев не только без электричества, но и без воды, газа и отопления. А если бы такое приключилось в масштабе страны или всего земного шара? Мы остались бы не только без света, тепла, воды и канализации, но и не смогли бы подогреть пищу, купить продукты в магазине, снять деньги в банкомате…
Возможно, сильным мира сего следует задуматься: а так ли уж эффективны глобальные коммуникационные системы, работающие на электричестве и микросхемах? Может, стоит позаботиться об альтернативных “аварийных” вариантах на случай вероятных катаклизмов?