Совет министров Крыма утвердил план мероприятий по реализации в автономии языкового закона. Крымские татары, по идее, должны поддержать этот закон, дающий преференции их родному языку, но это противоречит корпоративным интересам Объединенной оппозиции, куда вошли представители меджлиса.
Соответствующий проект был одобрен во вторник на заседании правительства Крыма. План мероприятий передан в Верховный Совет Крыма для утверждения. В плане предусмотрен ряд мер, направленных на применение и изучение государственного и региональных языков в государственных и коммунальных учебных заведениях, использование их в делопроизводстве, документации, переписке с органами власти. Написание наименований органов власти, заводов, учреждений и организаций, на официальных бланках. Так же это касается получения образования на государственном или региональных языках и подготовки соответствующих педагогических кадров.
28 августа крымское правительство создало рабочую группу по подготовке предложений по реализации в автономии языкового закона Кивалова — Колесниченко. В состав группы вошли представители органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций. Проект, подготовленный рабочей группой, был принят Советом министров автономии.
Напомним, что закон «Об основах государственной языковой политики» предусматривает получение официального статуса регионального языка в регионах, где численность нацменьшинств превышает 10%.
По умолчанию в Крыму, конечно, под «главным» региональным языком понимается русский. Но и крымские татары — это 12-13% населения автономии. И в принципе они вполне могли бы воспользоваться правом, которое дает этот закон, для укрепления позиций их родного языка.
Но 27 июля Объединенная оппозиция ВО «Батьківщина» и меджлис крымско-татарского народа подписали совместное заявление об участии на парламентских выборах. Председатель меджлиса Мустафа Джемилев получил 12-е место в списке, Рефат Чубаров — в начале второй сотни. А позиция «Батьківщини» по отношению к языковому детищу Кивалова — Колесниченко, понятно, крайне отрицательная. И в ситуации с крымскими татарами налицо конфликт национальных и политических интересов.
«Если в проектах крымского правительства будут меры на укрепление и развитие крымско-татарского языка — мы их поддержим,— говорит «i» Мустафа Джамилев.— Да, мы говорили, что нам не нравится дух этого закона. Не нравится его привязка к численности. Однако нам передавали, что президент — за то, чтобы крымско-татарский язык получил статус регионального. Но если в закон внесут изменения, о которых говорили Богатырева и Герман (поднять минимальный порог до 30%), тогда ничего этого не получится».
Таким образом, с одной стороны — крымским татарам нельзя медлить, с другой — поддержка этого закона противоречит договоренностям с оппозицией.
«Пока этот закон соответствует всем параметрам, чтобы крымско-татарский язык стал региональным,— продолжает Мустафа Джемилев.— Посмотрим на деле, ведь главное — не как называется закон, а как применяется. Пока только разговоры ведутся».
«В Крыму крымско-татарский язык имеет официальный статус, как и русский. Но в чем парадокс и глупость закона Кивалова — Колесниченко: он региональным языкам дает уж слишком широкие полномочия — официальное применение, документация, образование и т.д.,— заявил «i» Владимир Фесенко, директор Центра прикладных политических исследований.— Именно поэтому на местах не слишком торопятся с применением этого закона. С предоставлением тому же крымско-татарскому языку регионального статуса. Одно дело — в Севастополе (где принят русский), а другое — в масштабе автономии».
По мнению политолога, Мустафа Джемилев и крымско-татарская община вроде бы должны воспользоваться объективными возможностями, которые им предоставляет этот закон, но возникает конфликт с корпоративными интересами Объединенной оппозиции. «Отсюда и двойственность позиции меджлиса: с одной стороны, в законе масса выгодных им норм, а с другой — они, наверное, все-таки и сами не будут форсировать эту тему, чтобы не создавать проблем для оппозиции»,— говорит эксперт.
По его словам, противоречие понимают и в самом Крыму. «Я думаю, в правительстве Крыма понимают, что если начинать предоставлять бонусы русскому языку, придется их давать и крымско-татарскому. Именно поэтому в сегодняшнем решении Совета министров автономии не упоминается, каким конкретно языкам будет предоставлен региональный статус. Это некая фигура умолчания. Ведь этот закон создал уже немало проблем как для центральной власти Украины, так и для исполнительной власти Крыма»,— считает эксперт.