Не обязательно верить всему, что выдают государственные деятели Эстонии, даром что страна в ЕС имеет славу "образцового ученика", пишет Эдуард Штайнер в Die Presse. Тем не менее, в недавнем предположении министра обороны Эстонии Урмаса Рейнсалу "хотя бы теоретически что-то есть". По мнению министра, передает Штайнер, некоторые факты, в первую очередь начавшиеся в понедельник учения на юге России, указывают на то, что Владимир Путин собирается начать вторую войну против Грузии.
Юлия Латынина также считает, что Путин был бы счастлив использовать парламентские выборы в Грузии, чтобы “повесить Саакашвили за яйца”, а сторонники жесткого курса в Кремле, так же, как и президент, “срочно нуждаются в маленькой победоносной войне”.
По данным ВЦИОМ, приводимым в статье, россияне прекращают воспринимать Путина как “героя”. Социологи “Левада-центра” подтверждают: только 48% россиян сейчас положительно относится к Путину, в то время как в прошлые годы это число существенно превышало 60%. “Целых 25% (исторический максимум) прямо высказались против него. Однозначную симпатию к нему питают всего 22% – меньше половины по сравнению с 2002 годом”, – сообщает Штайнер.
По его словам, это совершенно не означает, что конец Путина близок, однако, согласно политологу Дмитрию Орлову, миф о Путине как герое, освобождающем страну от проблем, в 2012 году уже не работает. Московский политолог Кирилл Рогов, в свою очередь, заявил, что новые репрессивные законы – попытка “архаизации” ради повышения рейтинга у более консервативных слоев населения. Недавний полет с журавлями, по словам Штайнера, тоже идет в русле желания произвести впечатление с помощью прежней героической позы.
Как прогнозирует социолог РАН Леонтий Бызов, попытка вернуть себе любовь, причитающуюся “лидеру нации”, не удастся: Путин как личность все меньше нравится даже своим традиционным избирателям, поэтому все, что ему остается, – напирать на незаменимость.
По словам социолога “Левада-центра” Алексея Левинсона, конец путинской славы больше говорит не о президенте, а об обществе. С 2000 года Путин исполнял функцию объединяющего начала, а теперь 51% населения впервые воспринимает бывшего героя как “обычного президента, заслуживающего благодарности за успехи, но несущего ответственность за нерешенные проблемы”.
По словам Штайнера, Путин из-за невыгодной экономической конъюнктуры вынужден аккуратнее распределять бюджет, поэтому он старается представить экономику как “внутриполитическое поле битвы”. Так, например, во вторник президент обвинил министров в том, что они игнорируют заданное им бюджетное планирование на ближайшие три года. На международной арене, продолжает Штайнер, тоже нашли новую “буку”: с октября агентство USAID вынуждено будет прекратить работу в России, поскольку оно якобы пыталось оказать влияние на выборы и манипулировать гражданским обществом с помощью раздачи денег.
Бонус Путина, подытоживает Штайнер, заключается в том, что массовые демонстрации также идут на убыль, поскольку оппозиция не в состоянии предложить ничего нового.