В Нацбанке считают, что ключевая причина дефицитного платежного баланса — нежелание экспортеров возвращать валютную выручку в Украину. По итогам года разница между поступлением валюты в экономику и ее оттоком может составить $4,5 млрд., компенсировать которые может возврат нормы об обязательной продаже валютной выручки субъектами внешнеэкономической деятельности.
Дефицит платежного баланса Украины, который по итогам этого года может составить $4,5 млрд., председатель Нацбанка считает искусственным: «Экспортеры не возвращают валютную выручку в страну, в результате чего создается искусственный дефицит платежного баланса».
Глава НБУ Сергей Арбузов уточнил, что валютные авуары (деньги на корсчетах банков, открытых в зарубежных финучреждениях) за последние два года увеличились вдвое — с $5 до $10 млрд. «У нас есть деньги. Давайте заведем их в страну. Давайте нормально работать и не повышать себе ставки»,— заявил глава Нацбанка, вынужденный применять жесткую монетарную политику для удержания стабильности на валютном рынке.
Менеджеры компаний-экспортеров заявляют об отсутствии для них экономической целесообразности в возврате валютной выручки. «Сегодня бизнес может разместить валютные средства на депозите в банке под 6-8% годовых, и получить гривневый кредит по ставке 22-24% годовых,— говорит финансовый директор одной из металлургических компаний.— В результате эффективная ставка по кредитам для нас составляет около 16% годовых в гривне. Поэтому высокие кредитные ставки нас не беспокоят».
Банкиры говорят, что при наличии спроса на кредиты по таким ставкам у них нет стимула снижать стоимость ресурсов для клиентов. «Средний срок депозита в банковский системе сегодня составляет два-три месяца, так как многие клиенты ориентировались на дату проведения выборов при размещении своих средств в банках,— говорит один из финансистов.— Соответственно, мы стараемся выдавать такие же короткие кредиты — на пополнение оборотных средств импортерам и экспортерам, рентабельность которых позволяет выдерживать такую ставку».
Средняя стоимость гривневых пассивов крупного банка на уровне 10% годовых позволяет банку хорошо зарабатывать на предоставлении таких кредитов. В то же время условий для снижения ставок по валютным депозитам — что могло бы привести к «слому» схемы гривневого кредитования под залог валютных депозитов — нет.
Однако Нацбанк все же пытается предпринимать меры для снижения стоимости кредитов. Для этого регулятор согласовал с Международным валютным фондом (МВФ) возможность предоставления длинного рефинансирования коммерческим банкам. Несмотря на то, что первый эксперимент по выдаче таких кредитов привел к колебаниям валютного курса, в том числе и жесткими административными мерами, регулятор собирается удерживать стабильность на валютном рынке и продолжать выдавать длинный «рефинанс».
Национальный банк выдает банкам длинное рефинансирование под 7,5% годовых. Таким образом, привлекая у населения депозиты под 7-8% годовых в валюте, банкиры могут приобретать у Минфина валютные либо индексированные гособлигации, а затем рефинансировать их в Нацбанке — получая уже гривню по ставке 7,5% годовых, а затем использовать ее на кредитование. «Наличие такого финансового инструмента позволит банкам и получить длинный ресурс, и снизить ставки кредитования»,— уверен председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин.
Что, впрочем, также не станет стимулом для экспортеров возвращать валютную выручку в страну, так как кросс-валютное кредитование станет для них еще более доступным. «Теоретически есть только два механизма стимулирования возврата валютной выручки в страну,— говорит председатель правления одного из крупных комбанков.— Это либо стабильный приток валюты в страну, который будет стимулировать укрепление курса гривни, либо возврат к норме об обязательной продаже валютной выручки. Мы ожидаем, что НБУ введет такоую норму, но уже после выборов».