После голосования по языковому закону спикер Владимир Литвин подал в отставку
История с противоборством украинского и русского языков, оппозиции и власти, из-за закона «Об основах государственной языковой политики» тянет на трагикомический фарс в духе «За двумя зайцами». Интриги, подлоги, фальсификации, пересуды. Есть и центральная фигура, только вместо Свирида Голохвастова — спикер ВР Владимир Литвин.
Вчера в 10 утра спикер взволнованно, чуть ли не со слезой в голосе, заявил на открытии утреннего заседания парламента, что все его предали и что он готов подать в отставку. Относительно времени, когда был принят языковой закон во втором чтении, он заметил, что на 14:30 был приглашен «на совещание к президенту».
По поводу слов регионала Михаила Чечетова, что парламентское большинство развело оппозицию «как котят», господин Литвин как бы с горечью заметил: «Развели, в первую очередь — меня. Но, по большому счету, развели Украину, народ. А при таких обстоятельствах прошу рассмотреть вопрос о моей отставке»,— эффектно закончил спикер.
А вице-спикера Адама Мартынюка, который вел вместо него голосование, Владимир Литвин назвал «бывшим товарищем, с которым делил хлеб и соль и который меня сдал полностью».
Однако опустим лирику и рассмотрим факты. В первом чтении за языковой закон голосовали только двое из Народной партии Литвина. Во втором — 19 человек (кроме одного) — фракция в полном составе. Здесь господин Мартынюк точно ни при чем. За тридцать дней мнение фракции радикально поменялось. Может ли подобное происходить без влияния лидера? Вопрос риторический.
Но господин Литвин, не моргнув, в «предатели» записал и свою фракцию. Думаю, временно. Разумеется, «народники» не могли объяснить парадокс: как их мнение может тотально расходиться с позицией «вожака»?
На вопрос «i» об этом замглавы фракции Народной партии Олег Зарубинский дипломатично заметил: «Я не даю сегодня комментариев». Да, лучше когда-нибудь потом. Когда точно будет ясно, что на уме у шефа. А выяснить это действительно непросто.
Спикер пытается «сохранить лицо». При этом проблему по языковому закону он замкнул на себя. Господин Литвин всем нужен: и оппозиции, и провластному большинству. После принятия краеугольного закона в первом чтении, которое господин Литвин провернул за минуту (Адам Мартынюк — верный ученик), Владимир Михайлович на брифинге тогда, на просьбу журналистов «объясниться», резко заметил, что «объясняться не собирается, все было по закону». Но вчера весы качнулись в сторону оппозиции, и председатель ВР узрел в действиях коллеги «массу процедурных нарушений».
Бютовец Роман Забзалюк без обиняков заявил «i»: «Что касается позиции господина Литвина, то он на сто процентов виновен в том, что в Украине окончательно уничтожен парламент как институт. Но само намерение Литвина уйти в отставку — это маленькая победа оппозиции. Потому что это был не закон. Это черновик. Комитет не рассматривал две тысячи поправок к нему. Литвин не подписал потому, что ему необходимо баллотироваться. Он хочет дезориентировать своего избирателя».
Можно добавить: и всех остальных. Глава фракции БЮТБ Андрей Кожемякин рассказал «i» о результатах встречи спикера с лидерами оппозиции: «На совещании Литвин подтвердил свое намерение уйти в отставку. На этой встрече присутствовали Арсений Яценюк, я, Николай Томенко (вице-спикер также сделал заявление об отставке.— Авт.), Николай Мартыненко и Анатолий Гриценко. Владимир Михайлович сказал, что ни при каких обстоятельствах этот закон подписывать не будет. В связи с тем, что он подал заявление об отставке, его и некому будет подписать. Сложилась интересная ситуация, чтобы его заменить, нужно большинство в триста человек. Спикер пообещал, что перед телекамерами повторит все, что сказал нам. И что он отдал распоряжение передать свое заявление в СМИ через свою пресс-службу».
Вот что позднее сообщила пресс-секретарь спикера Виктория Шведова. Первое. Оказывается, на «заявления представителей различных политических сил, которые присвоили себе право толковать позицию главы Верховной Рады относительно закона об основах государственной языковой политики,— он их уполномочивал». Второе. «Руководитель парламента сегодня не проводил никаких совещаний по языковому законопроекту». И третье. «Подписание главой ВР закона об основах государственной языковой политики возможно лишь при условии четкого соблюдения норм закона о Регламенте, который содержит четкую процедуру рассмотрения законопроектов и их подготовку на подпись руководителю парламента».
Андрей Кожемякин и Арсений Яценюк уже вовсю раструбили, что господином Литвиным языковой закон не будет подписан «ни при каких обстоятельствах». И вдруг — новая увертка. И даже совещания никакого не было. Оппозиции все это приснилось.
Тем не менее регионалы им поверили. Среди них царило уныние. Заместитель главы фракции ПР Вадим Колесниченко, автор языкового закона, печально ответил «i» на вопрос о спикере: «В этой ситуации я сейчас не знаю, что можно сделать. Литвин — хороший артист и тактик. 300 голосов парламент для его переизбрания не наберет. Он занялся личным трудоустройством в будущем парламенте. Ему плевать на Украину, на народ. Его фракция голосовала за языковой закон. Я думаю, ему сделали встречные финансовые предложения. От оппозиции. Он оказался слабым звеном. Но пути Господни неисповедимы. Будем что-то решать».
Если регионалы Бога вспомнили, действительно, ситуация зашла в тупик. Однако они еще вчера стали активно искать выход. Верховная Рада изменила регламент избрания руководства парламента. За закон проголосовало 255 народных избранников. Суть законопроекта сводится к тому, что избрание и увольнение председателя Верховной Рады принимается открытым голосованием 226 голосами. До этого момента спикера избирали и увольняли, напоминаю, 300 голосами — тайным голосованием, бюллетенями. Председатель профильного комитета Владимир Макеенко поддержал принятие закона в целом.
Однако принятие этого закона не может помочь регионалам выйти из тупиковой ситуации, поскольку изменения в Регламенте могут вступить в силу после того, как их подпишет глава Верховной Рады Владимир Литвин. То есть заявлениями через свою пресс-службу он дал понять и властям, и оппозиции: его подпись на вес золота. И только он вправе ей распоряжаться. Кто похвалит его лучше всех, тому, возможно, она достанется.
Президент Виктор Янукович, перенеся из-за беспорядков свое итоговое выступление перед СМИ и объявив, что языковому закону нужна экспертиза, заметил: «Если стабилизировать работу Рады не удастся, нужно проводить досрочные парламентские выборы».
Последний штрих по поводу этой истории, от которой не знаешь, то ли рыдать, то ли смяться: слезоточивый газ во время акции протеста разбрызгивали и представители спецподразделения «Беркут», и митингующие. Больше всего попало, знаете кому? Самому крупному — лидеру УДАРа Виталию Кличко. А потому, что он не учитывает опыт старших товарищей. Наиболее эффективно получается действовать — не высовываясь. Образец приверженца этой тактики — Владимир Литвин.