Первый квартал банковская система закончила с небольшой прибылью. Однако стабильная помесячная динамика говорит, что худшие времена для нее позади. Как полагают эксперты, расформирование резервов, скопившихся под проблемные кредиты, позволит банкам наращивать прибыль до конца года
Национальный банк подвел итоги первого квартала для банковской системы страны. По его данным, общий финрезультат банкиров оказался положительным — в январе-марте они получили прибыль в размере 1,73 млрд. грн. Напомним, что за аналогичный период прошлого года финучреждения зафиксировали убыток в 211 млн. грн., а в целом 2011 г. завершили с минусом в 7,7 млрд. грн. При этом прошлый год был третьим убыточным годом кряду.
В структуре доходов банков в первом квартале текущего года основное место заняли процентные и комиссионные доходы (28 млрд. и 4,7 млрд. грн. соответственно). Примечательно, что размер процентных доходов практически не изменился в сравнении с прошлым кварталом, а если быть точнее, то даже немного сократился. Статистика лишний раз подтверждает неготовность банковской системы к разворачиванию активного кредитования.
Расходная часть банковских балансов образца последнего квартала отличается от аналогичного периода прошлого года в первую очередь значительным снижением отчислений в резервы. Если в прошлогодних январе-марте эта сумма составила 7,2 млрд. грн., то сейчас — 5,3 млрд. грн. Фактически эта разница и обусловила нынешнюю прибыль в системе. Ведь наблюдаемое снижение административных затрат как следствие оптимизации компенсируется ростом процентных расходов банков, активно привлекающих депозиты.
Существующие тенденции, как полагают банкиры, закономерны. По словам председателя правления VAB Банка Дениса Мальцева, окончание 2011 г. совпало с кризисом ликвидности на рынке, и как следствие банки ограничили кредитование, но при этом больше внимания стали уделять увеличению пассивной базы, то есть привлечению депозитов, а также сокращению операционных расходов и оптимизации сетей.
Темпы расформирования резервов под проблемные активы продолжили расти, в том числе за счет нормативных новшеств. «Со средины января НБУ повысил коэффициенты учета залогового обеспечения при расчете резервов, что потенциально могло привести к существенному снижению уровня резервирования по кредитным портфелям банков и, как следствие — позитивному влиянию на финансовый результат»,— рассуждает господин Мальцев.
Примечательно, что если брать помесячные показатели прибыльности в первом квартале, то они были распределены практически равномерно. «Это говорит о том, что отчисления в резервы стабилизировались на нормальном для некризисного времени уровне, то есть 2-2,5% в годовом исчислении»,— отмечает старший аналитик ИК «Тройка Диалог Украина» Евгений Гребенюк. Альтернативных путей увеличения рентабельности банков, по его мнению, пока нет, ведь рост кредитования маловероятен. Тем более, что в марте для банков уже прозвучал тревожный макроэкономический звоночек в виде замедления промышленного производства.
Начальник управления планирования и бюджетирования «Эрде Банка» Ростислав Берегий полагает, что равномерное распределение прибыли свидетельствует также о некоторой «закостенелости» рынка. «Данная тенденция указывает также на то, что банки находятся в выжидательной позиции. Система является сбалансированной, и никто из участников не предлагает ничего революционно нового, принимая во внимание потенциальные будущие внешние риски, связанные с политическими выборами»,— говорит эксперт.
В то же время, добавляет он, оснований для ухудшения финансовых показателей банковской системы также нет. «Прогнозируем, что до июля-августа текущего года ситуация будет стабильной. Если в дальнейшем банковская система сможет сократить возможные экзогенные риски — переговоры с МВФ, политические риски в сентябре, то она останется прибыльной»,— резюмирует Ростислав Берегий.