Между Суданами война за нефть

2 марта 2012, 8:10
no image

Судан и Южный Судан нарушили подписанный ими в феврале договор о добрососедстве. Самое молодое государство мира Южный Судан обвинило бывшую метрополию в нанесении бомбовых ударов и оккупации нефтедобывающей провинции Юнити

Заявление о военном вторжении опубликовал южносуданский министр информации Барнаба Мэриэль Бенджамин. По его словам, боевые самолеты Судана залетели на 74 км вглубь территории страны и сбросили бомбы на нефтяную скважину и скважину по добыче питьевой воды.

«В среду во второй половине дня два реактивных истребителя МИГ нанесли шесть бомбовых ударов в населенном пункте Панакуат округа Парианг. Хартум и раньше бомбил нашу территорию, но впервые прилетели МИГи. Предыдущие воздушные атаки были гораздо менее точными, поскольку бомбы сбрасывались с задней части самолетов «Антонов»,— уточнил официальный представитель южносуданской армии Филипп Агуэр.

Одновременно с воздушной атакой состоялась наземная операция: армия Судана продвинулась на 17 км в провинцию Юнити — центр нефтедобычи Южного Судана. Граница между двумя государствами в этом регионе не демаркирована, и Хартум не признает суверенитета соседей над этой территорией.

Южный Судан со столицей в Джубе получил независимость в июле 2011 г. по итогам референдума, отделившись от Судана. Новое государство является 54-й страной Африки и 193-й страной мира, признанной международным сообществом.

На территории Южного Судана оказалось три четверти суданских нефтяных резервов, и объемы добычи составляли 350 тыс. баррелей в день. Однако все нефтепроводы и экспортные мощности остались под контролем Хартума. В январе Южный Судан прекратил производство нефти и остановил экспорт ресурса, формирующего львиную долю национальных доходов обоих государств. Причиной остановки было названо воровство — Джуба обвинила Хартум в краже миллионов баррелей нефти из трубопровода на сумму $815 млн.

Две недели назад обе стороны подписали пакт о ненападении, согласившись «уважать суверенитет друг друга и территориальную целостность», а также «удерживаться от любых атак, включая бомбовые удары». По словам Барнабы Мэриэля Бенджамина, агрессия Судана стала грубым нарушением мирного соглашения и должна быть наказана. «Мы направили очень решительный протест Совету безопасности ООН. Мы осуждаем воинственную позицию Судана. Они хотят втянуть республику Южный Судан в войну — войну, в которой мы не заинтересованы»,— заявила официальный представитель южносуданского правительства.

У Судана также накопились претензии к южному соседу. Несколько дней назад Хартум обвинил Джубу в поддержке сепаратистов, захвативших военную базу правительственной армии неподалеку от границы с Южным Суданом. Более 1,5 тыс. боевиков под руководством офицеров армии Южного Судана в конце февраля атаковали район Бухейра эль-Абьяд в городе Джау, углубившись на территорию суданского штата Южный Кордофан на 6 км.

Пользуясь тем, что Южный Судан не располагает выходом к морю и не имеет иной возможности для экспорта нефти, кроме как через порт Судана, Хартум затребовал более $30 за транспортировку по своей территории каждого барреля сырья. По убеждению Джубы, такое условие не соответствует международным стандартам. По утверждению Минфина Южного Судана, у страны хватит валютных резервов, чтобы продержаться целый год без прибыли от экспорта нефти.

Эксперты полагают, что вспышка враждебности северного соседа к южному объясняется экономическими причинами. В январе Южный Судан и Кения подписали соглашение о строительстве нефтепровода в качестве альтернативы транспортировке нефти через Судан. Стороны договорились проложить трубопровод от месторождений нефти в Южном Судане до кенийского порта Ламу. Предполагается, что нефтепровод будет построен за счет Южного Судана и будет принадлежать этой стране. Кения будет получать оплату за транзит нефти через свою территорию. В этом случае Хартум лишится до $10 млн. поступлений в день. При этом Южный Судан намерен присоединиться к содружеству восточноафриканских стран: Бурунди, Кении, Уганде, Руанде, Танзании.

В защиту Джубы вчера выступила госсекретарь США Хиллари Клинтон, обвинив президента Судана Омара Башира в намерении подорвать независимость Южного Судана и заявив о готовности Вашингтона увеличить давление на правительство в Хартуме.

Судан, в свою очередь, пытается заручиться поддержкой Китая, чьи экономические интересы нарушены отказом Джубы экспортировать нефть. Министр иностранных дел Судана Али Ахмед Карти сообщил, что во время визита в Пекин доставил соответствующее письмо президенту КНР Ху Дзиньтао и провел встречи с другими политическими лидерами и руководителями энергогиганта China National Petroleum. Министр обвинил иностранные силы в подстрекательстве Южного Судана к остановке производства нефти, две трети которой покупал Китай.

«Люди задаются вопросом: какая выгода Южному Судану останавливать производство нефти? Мы считаем, что это сделано не в интересах граждан Южного Судана, а в интересах иностранных политических сил. Многие зарубежные страны не хотят, чтобы Судан и Китай извлекали прибыль из суданских ресурсов»,— заявил в Китае Али Ахмед Карти.

Все статьи