Если в ближайшие годы страна не привлечет миллиардные инвестиции в сектор генерации, в отрасли наступит точка невозврата, после которой дефицит электричества превратится из угрозы в реальность
Помнится, как по завершении общественных слушаний в парламенте, посвященных предстоящей приватизации энергокомпаний, один из экспертов подвел их итог для «і» следующим образом: «Одни собираются строить в энергетике социализм, другие — капитализм, третьи — вообще непонятно что». В отличие от Польши или Венгрии, где за последние 20 лет все сменяющие друг друга правительства, независимо от политической окраски, следовали курсу рыночных либеральных реформ, в Украине дела обстояли противоположным образом. В частности, в сфере инфраструктурных и энергетических госмонополий правительства всех цветов и оттенков продолжали сохранять оазисы социалистической постсоветской экономики.
Результат государственного хозяйствования в энергетике налицо: к примеру, в тепловой энергетике полностью изношены 80% основных фондов, в сфере поставок электроэнергии — 60%. При этом расход топлива в генерации превышает средний показатель европейских стран на 35%, потери электричества при транспортировке в сетях выше в два раза.
Вот какой вывод содержится в одном из аналитических отчетов НАК «Энергетическая компания Украины»: «Дальнейшая эксплуатация оборудования ТЭС без проведения реконструкции и технического перевооружения… может привести к возникновению кризисного состояния отрасли, и, несмотря на наличие значительного потенциала незагруженных генерирующих мощностей, обеспечение потребителей качественной электрической энергией в ближайшие несколько лет может стать чрезвычайно сложной задачей».
В целом, как прогнозировали специалисты НАК ЭКУ еще в октябре 2008 г., «инерционное падение установленной мощности уже в 2016 г. приведет к дефициту мощностей тепловой генерации». Согласно тогдашним расчетам, в отечественной тепловой генерации так называемый крест Чубайса, когда спрос уравняется с предложением и начнет его превышать, должен был наступить в 2016 г.
Впрочем, Украину во многом спас мировой экономический кризис: если бы не резкое снижение потребления электричества в конце 2008 г. — в 2009 г., проблемы с обеспечением ТЭС углем и потребителей электроэнергией могли резко обостриться еще зимой 2008/2009 гг.
С 2010 г. Украина вступила в этап устойчивого роста энергопотребления. В частности, в январе-сентябре этого года электростанции произвели 140925 млн. кВт-ч элктроэнергии, что на 3,7% больше аналогичного прошлогоднего периода. При этом прирост энергопотребления наблюдается как раз не в металлургии, съедающей 25% электроэнергии в стране. Использование электричества растет в машиностроении, строительстве, на транспорте, в сфере услуг, бытовом секторе, а также в других промышленных отраслях, что свидетельствует о долгосрочной динамике наращивания устойчивого спроса. В нынешнем году Украина вышла на объемы производства электричества где-то на уровне между 2006 г. и 2007 г. — до рекордного показателя января-сентября 2008 г. осталось нарастить 4,5 млрд. кВт-ч.
В дальнейшем, по оценкам компании McKinsey&Co, к 2015 г. производство электричества в стране достигнет 214 млрд. кВт-ч (для сравнения: в 2010 г. выработано 172 млрд.). К 2020 г. эта цифра возрастет до 233 млрд. Следует также учесть, что перспективам введения в эксплуатацию энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС до конца 2016 г., как это было запланировано Энергетической стратегией Украины на период до 2030 г., судя по всему, не суждено будет сбыться.
Как следует из позиции главы Госинспекции ядерного регулирования Украины (ГИЯРУ) Елены Миколайчук, пока прогнозировать сроки запуска двух атомных тысячников не представляется возможным. А это означает, что основная нагрузка прироста энергопотребления в стране в ближайшие пять лет, как минимум, ляжет на тепловую генерацию. При этом ТЭС, помимо работы в базовом режиме, будут выполнять еще и маневренные функции по регулированию суточной нагрузки в энергосети.
По оценкам НАК ЭКУ, до 2019 г. в отечественную тепловую генерацию следует вложить около $18-20 млрд. Наверное, государству уже сегодня в первоочередном порядке следует подумать вместе с потенциальными инвесторами, как привлечь в отрасль требуемые миллиардные средства, пока точка невозврата еще не наступила.