КС признал незаконным план Кабмина по приватизации 99 шахт
Впрочем, как уверяют эксперты, приватизационный план Кабмина носил популистский характер и никогда не был бы реализован.
Конституционный суд признал неконституционными те положения постановления Кабмина от 2 апреля 2009 г., которые определяли порядок продажи на аукционах 99 шахт. Суд вынес свое решение после соответствующего обращения президента Виктора Ющенко с представлением относительно конституционности правительственного постановления «О предотвращении кризисных явлений в угольной промышленности».
Решение КС не стало неожиданностью для специалистов. «Еще в апреле-мае я общался с руководителями угольной отрасли, которые считали, что будущего это постановление иметь не будет. Документ содержит много недочетов в юридическом плане»,— сказал «і» старший аналитик компании Austrum Investment Management Юрий Рыжков.
Убежденность угольщиков подтвердилась вчера. Как сообщил судья-докладчик по делу Павел Ткачук, постановление Кабмина предусматривало отчуждение структурных подразделений угольных предприятий как целостных имущественных комплексов, при этом сама форма отчуждения не соответствует Закону «О приватизации государственного имущества». «В постановлении, по сути, закреплено обычное отчуждение имущества, которое исключает возможность получения работниками шахт гарантированных законодательством льгот относительно первоочередного приобретения акций, социальной защиты при увольнении и др.»,— сказал господин Ткачук. Попросту говоря, правительство решило выделить обособленные подразделения в лице шахт из состава угольных компаний без всяких компенсаций их работникам.
Кроме того, по мнению экспертов, постановление носило достаточно популистский характер, так как 95% предложенных к продаже шахт являются слабыми и неэффективными. «Решения Кабмина в сфере приватизации угольного сектора носят ситуативный и непоследовательный характер. В будущем правительство должно выработать стратегический подход и определиться, чего оно хочет больше — сохранения рабочих мест в отрасли или обеспечения ее эффективного развития»,— считает господин Рыжков.
В 2008 г. правительство предлагало иной порядок приватизации — распродажу объектов отдельными лотами, по три шахты в каждом. Принцип формирования лотов предусматривал наличие в каждом из них фактически рентабельной, потенциально рентабельной и заведомо нерентабельной шахты. Этот принцип также вызывал критику со стороны потенциальных инвесторов. В частности, директор по добыче и обогащению угля концерна ДТЭК Евгений Ромащин считал тогда нецелесообразным перекладывать на плечи покупателей убыточные объекты и говорил, что консервацией неэффективных шахт должно заниматься государство. Деньги же на консервацию, по его мнению, вполне возможно выручить за счет продажи эффективных шахт.
Впрочем, ни в 2008 г., ни в 2009 г. правительство так и не провело широкоформатных переговоров с потенциальными инвесторами на предмет выбора наиболее оптимальных и целесообразных форм продажи угольных объектов, что заставляет усомниться в искренности приватизационных намерений Кабмина.