Колонка редактора
Сегодня в Эвиане так и не будет подписан новый договор между Украиной и Евросоюзом. Почему мы решили, что такой договор будет подписан,— непонятно.
А ведь так ждали. Цитирую одно из уважаемых интернет-изданий: «Как известно, 9 сентября в Эвиане состоится саммит ЕС — Украина. На нем впервые планируется подписать соглашение об усиленном партнерстве». То есть, для многих наших коллег было очевидно, что встреча на берегу Женевского озера обязательно должна закончиться росчерками пера под каким-то фундаментальным документом.
А вот еще одна цитата — из послания президента Франции (и до конца 2008 г. де-факто президента ЕС) Николя Саркози к участникам ежегодной встречи «Ялтинская европейская стратегия» от 11 июля текущего года: «Эвианский саммит должен дать решающий импульс переговорам относительно нового соглашения, которое может быть затем быстро оформлено и подписано в начале 2009 г.». Как известно, степень разочарования от результата напрямую зависит от величины ожиданий. Так что, если кто-то из оппонентов евроинтеграционных устремлений Украины или критиков нынешнего состава МИД станет сегодня вечером по итогам саммита проклинать украинских дипломатов,— позвольте себе усомниться в осведомленности такого критика.
Вместо проклятий в адрес внешнеполитического ведомства лучше уповать на усилия наших дипломатов после саммита. Прежде всего их потуги могут быть направлены на диалог с противниками расширения ЕС внутри самого союза — Нидерландами, Бельгией и Люксембургом. Эти патриархи европейской идеи, будучи с момента создания влиятельными субъектами ЕС, продолжают с расширением ЕС утрачивать свое влияние на политику Брюсселя. Их опасения справедливы, ведь как минимум со вступлением Украины их квота в Европарламенте и других структурах ЕС существенно снизится. Есть также мнения, что эти страны являются рупорами других, более крупных, субъектов объединения — Германии и Франции, которые тоже не хотят делить свою влиятельность, особенно в свете амбиций Польши. Скорее всего, заявления о том, что четкие перспективы для интеграции Украины в ЕС мешают дать ратификация Лиссабонского договора, политическая ситуация в нашей стране, сложный процессе интеграции Румынии и Болгарии,— всего лишь прикрытие для настоящих опасений руководителей объединенной Европы. Вот и фронт работы для нашего МИД — сделать оппонентов нашими сторонниками. В конце концов, есть различные способы — вплоть до предоставления льготных условий бельгийским и голландским инвесторам.
Так что, если вы евроромантик — не спешите унывать. Ну а сторонникам иного внешнего вектора для Украины пока еще очень рано праздновать победу.