В условиях продолжающегося роста инфляции НБУ и Минфин во второй половине апреля не станут выпускать гривню в банковскую систему
В условиях продолжающегося роста инфляции НБУ и Минфин во второй половине апреля не станут выпускать гривню в банковскую систему. Грядущие налоговые платежи, которые необходимо закрыть до 20 апреля, грозят очередным всплеском ставок на межбанковском рынке. Дорогой ресурс может стать причиной банкротств мелких банков и дефолтов на облигационном рынке.
Вчера на межбанковском рынке опять начался рост стоимости кредитов овернайт — за день цена покупки ресурсов увеличилась с 7% до 12%, а цена продажи колебалась в пределах отметки 15-17%. При этом свободная ликвидность в банковской системе продолжала оставаться на достаточно низком уровне. На начало вчерашнего дня остатки на корреспондентских и транзитных счетах в НБУ продолжали снижение и составляли 14,392 млрд. грн.
Банкиры ожидают, что приближение даты налоговых платежей (конец второй декады апреля) вызовет очередной скачок ставок на межбанковском рынке. При этом цена на ночные ресурсы снова может оказаться у отметки 30% годовых.
По мнению председателя правления банка «Бизнес Стандарт» Андрея Кияка, постоянные скачки ставок до очень высоких уровней могут стать критичными для некоторых мелких банков. «В первом квартале были отдельные банки, которые брали очень много денег на межбанке. Я знаю, что некоторые банки ограничивали таким банкам выдачу ресурсов»,— говорит банкир.
А вот председатель правления Индэкс-банка Игорь Францкевич не считает происходящее катастрофой. «Сжатие ликвидности — это искусственный процесс, который регулируют НБУ и Минфин, проводя политику дорогих денег. Вероятно, краткосрочный подъем ставок на межбанке в конце апреля состоится, но я не думаю, что цена на деньги надолго задержится на пиковых значениях»,— говорит банкир.
По оценкам господина Францкевича, это не приведет к резкому падению котировок по облигациям или предъявления их к оферте. «Так как процесс управляемый, массовая продажа бумаг вряд ли состоится. Думаю, некоторым банкам просто придется заложить их (пойти на т.н. ломбардное кредитование)»,— говорит специалист. Конечно, для контрагентов этих банков это определенно будет плохим сигналом о финансовом положении партнеров. «Однако спрос на ресурсы в моменты пиковых скачков цены вряд ли повлияет на уменьшение лимитов на эти банки. Решения принимают по анализу баланса контрагентов»,— резюмирует Игорь Францкевич.
В свою очередь председатель правления «Родовид Банка» Денис Горбуненко считает, что предъявление к оферте облигаций в моменты пиковых цен на ресурсы вполне возможно. «Для держателей бумаг есть понятие денег и права оферты. Если они захотят, они могут потребовать своих денег от контрагентов. Допускаю, что в определенный момент кто-то захочет таким образом сыграть в игру по получению контроля над каким-либо привлекательным бизнесом»,— говорит банкир.
После первого серьезного дефолта произойдет разделение рынка на мусорные и качественные облигации, что повлечет за собой резкое падение цен на низкокачественные облигации и как следствие дальнейшие предъявления к оферте.