Сегодня парламент должен рассмотреть во втором чтении законопроект, открывающий доступ филиалам иностранных банков на украинский рынок. После принятия документа в первом чтении многие финансисты высказали опасения за национальную банковскую систему. Во вторник на заседании финансового комитета ВР в текст законопроекта были внесены почти все пожелания банкиров по ужесточению требований к иностранным филиалам. На днях «ЭИ» удалось пообщаться с зампредправления банка «Финансы и Кредит» Виталием Шастуном. Он поделился видением перспектив развития отечественного банковского сектора и проблем, с которыми могут столкнуться украинские банкиры.
— Бытует мнение, что на первом этапе завоевания украинского банковского рынка иностранные банки не будут демпинговать на стоимости кредитов. А смогут ли они отбирать клиентов у наших банков только за счет своих технологий?
— Очевидно, так и будет. Сейчас большинство банков первой десятки столкнулись с тем фактом, что для дальнейшего развития им нужно вкладывать огромные деньги именно в технологии. Это системы скоринга, которые позволяют объективно и при этом очень оперативно оценивать риски потенциальных заемщиков. Такие программы чрезвычайно дороги, и не все могут позволить себе их приобретение и использование. У иностранцев же подобные системы работают уже давно и с их помощью они могут кредитовать быстрее и с меньшими рисками. Еще в практике иностранных банкиров — смещать основные акценты работы на конечного продавца. Например, когда представитель автосалона имеет доверенность банка на подписание кредитных договоров.
— Почему так не поступают наши банки?
— Слишком велики риски. А как я уже говорил, без дорогостоящих скоринговых систем, подключенных к бюро кредитных историй, такая схема работы для украинских банков неприемлема.
— Кстати, ответьте как участник бюро кредитных историй, согласны ли Вы предоставлять иностранным банкам доступ к данным?
— Бюро кредитных историй для того и создано, чтобы предоставлять информацию о заемщиках. Информация всем членам рынка будет предоставляться на платной основе. Это бизнес, который не будет разграничивать финучреждение по «национальной» принадлежности капитала, за счет которого оно функционирует.
— Какие еще проблемы сейчас остро стоят перед розничными банками?
— Во-первых, это развитие филиальной сети. На первый взгляд, очень много банков представлены практически во всех областях Украины. Но многие отделения убыточны и их необходимо реструктуризировать. Во-вторых, в украинских банках не хватает квалифицированных кадров. В-третьих, повторюсь, мы не обладаем серьезными технологиями ведения бизнеса. Для решения этих проблем у банков не хватает ни средств, ни опыта.
— И каким Вы видите выход из этих проблем?
— Это непростой вопрос и над ним сейчас думают в каждом банке. Мое личное мнение — учредителям многих банков следует задуматься над вопросом привлечения стратегического инвестора.
— Акционеры отечественных банков далеко не самые бедные люди даже по европейским меркам. Кто мешает им самостоятельно развивать свой бизнес?
— Банковский бизнес приносит относительно невысокий доход. Ведь в нашей стране мало капиталов, а значит, стоят они очень дорого. Поэтому для крупного капитала всегда стоит вопрос альтернативы — где больше прибыли, туда он и уходит. У акционеров отечественных банков сейчас нет стимула вкладывать деньги в развитие банков. Поэтому, на мой взгляд, количество банков в Украине будет серьезно сокращаться. Возьмем, к примеру, Польшу. Там сейчас нет ни одного национального банка — только иностранный капитал. Польские же банки, которые не нашли покупателя, переквалифицировались в кредитные союзы.
— Многие украинские банки обслуживают ФПГ и являются их частью. Они тоже будут вынуждены искать стратегических инвесторов?
— Я думаю, что нет. Во всяком случае, пока ФПГ будет продолжать свое существование.
— Давайте вернемся к делам кредитным. Сейчас многие банки ужесточают условия ипотечного кредитования. Почему?
— До недавнего времени банки могли себе позволить устанавливать «нулевой» первоначальный взнос по нескольким причинам. Во-первых, недвижимость росла в цене очень быстро и буквально за месяц перекрывала риски банка. Во-вторых, летом в банковской системе наблюдалась сверхликвидность. Теперь же заемщики опять вынуждены вносить
20-30% стоимости квартир самостоятельно. С другой стороны, сейчас наблюдается мини-перегрев рынка недвижимости. Цены расти прежними темпами уже не будут, но и не обвалятся. Соответственно, снизится спрос на ипотечные кредиты. В результате этого ставки будут опускаться вниз — на 1-1,5% до конца следующего года.
— По Вашим оценкам, какая часть инвесторов на рынке недвижимости относится к «классическим» спекулянтам?
— На рынке недвижимости — каждый второй. На ипотечном рынке — каждый пятый.