Сегодня начинается 5-й Международный ялтинский форум участников страхового рынка. В преддверии форума «ЭИ» решили поговорить с директором департамента страхового надзора Госфинуслуг Сергеем Коренем о страховом рынке Украины и ожидаемых изменениях в нормативной базе.
— Политическая ситуация как-то повлияла на страховой рынок в целом?
— Да. Мы разработали ряд законопроектов, которые были поданы на утверждение в Кабмин, чтобы оттуда направить их в ВР. Если эти документы сейчас вернут, то страховой рынок будет отброшен на два месяца назад. Хотя я не думаю, что нас ждут кардинальные перемены. На рынок выходят новые компании, он по-прежнему интересен инвесторам (в 2003 г. зарегистрировано 357 СК, в 2004 г. — 387 СК, на сегодняшний день — 403 СК.— Авт.). При этом увеличивается не только количество компаний, но и их капитализация. И эта тенденция сохранится и дальше. В подтверждение своих слов скажу, что на ближайшее заседание нашей комиссии запланировано рассмотрение лицензионных дел двух новых страховых компаний.
— Это компании с отечественным или зарубежным капиталом?
— С отечественным. Но, думаю, до конца года появятся новые СК и с иностранными инвестициями. Сегодня иностранные инвесторы предпочитают покупать действующий бизнес, но их больше интересуют компании с начальным опытом работы, позволяющим заниматься обязательными видами страхования. Как вы уже знаете, таким образом на украинский рынок вышел немецкий Allianz, недавно состоялась презентация его дочерней компании «РОСНО Украина» (см. «ЭИ» №№228, 227.— Ред.). Сейчас идет процесс покупки еще нескольких украинских СК.
— О каких СК идет речь? Можете назвать иностранных инвесторов?
— Инвесторы из Австрии, Чехии, России и Болгарии. С нами консультировались также инвесторы из Великобритании. Речь идет о покупке компаний среднего уровня, занимающихся классическим страхованием, имеющих сеть и клиентуру.
— Страховой бизнес становится невыгодным для его владельцев?
— Я бы не стал так утверждать. Действительно, если обратить внимание на общую динамику, видим спад: чистые страховые премии за 2003 год составили 6,894 млрд. грн., за 2004 год — 9,664 млрд. грн., за первое полугодие 2005 года — 3,554 млрд. грн. Таким образом, объем страхового рынка в целом уменьшился примерно на 25%. Но если посмотреть на структуру премий, то можно заметить, что сократились поступления от страхования финансовых рисков. В 2003 году на финансовые риски из всех полученных компаниями премий приходилось 58%, в 2004 году — 49%, а по итогам первого полугодия 2005 года — уже 29%.
Причина тут проста. Госфинуслуг закрыла ряд так называемых «схемных» компаний, изначально ориентировавшихся на «оптимизацию» налогообложения клиентов. А правительство ограничило возможность предприятий относить на валовые затраты расходы по страхованию (не более 5% валовых расходов.— Ред.). Конечно, нельзя говорить, что «схемные» операции полностью прекращены — если ранее средства выводили за рубеж, то теперь деньги «гоняют» по Украине. Причем опять-таки с помощью перестрахования, передавая их из одной компании в другую. А за счет этого «раздувается» объем валовых премий и рынка внутреннего перестрахования.
— Сколько компаний подозревается в «оптимизации» налогообложения?
— Это сложный вопрос. Дело в том, что еще в прошлом году определить компании-«оптимизаторы» было достаточно легко. Они создавались в каком-то селе и только «пропускали» через себя деньги — принимали страховой платеж, тут же выводя всю сумму за рубеж. Госфинуслуг передавала информацию о таких компаниях в правоохранительные органы только после отчетной даты, когда сведения документально подтверждались. Сейчас же некоторые страховщики стали одновременно практиковать и классические виды страхования, и «схемы». Финансовые данные последнего отчетного периода сугубо «схемных» компаний не выявили.
— Страховщики научились за «классикой» маскировать новые «схемы»?
— Работать со «схемным» страхованием было намного проще. Тут достаточно команды из трех человек. «Перегнал» 100 млн. грн., заработал соответствующий процент. И все дела (по информации «ЭИ», за свои услуги «схемщики» берут 5-6% от суммы.— Авт.). Но у каждой компании есть свои достаточно крупные корпоративные клиенты, которым кроме «оптимизации» необходимо еще и классическое страхование. К примеру, наряду со страхованием тех же финансовых рисков и имущества многие хотят предоставлять в социальном пакете каждому работнику, скажем, медицинскую страховку. Рисковым видом страхования нужно заниматься серьезно — содержать достаточно большой штат, включая аварийных комиссаров, экспертов, медиков. В итоге компании из трех человек просто не в состоянии обслуживать крупных корпоративных клиентов.
— Премии по страхованию финансовых рисков уменьшились, а выплаты увеличились. Как Вы это объясните?
— За последние полгода соотношение платежи/выплаты изменилось по всем видам страхования. Страховщики начали выплачивать больше, и это хорошо. Но выплаты также нужно контролировать. Госфинуслуг проводит анализ выплат, и пока говорить о результатах рано. В случае установления фактов фиктивных выплат мы передаем материалы в правоохранительные органы, а к компаниям применяем санкции согласно действующему законодательству. Если в прошлом году компании не использовали выплаты в «схемах», то в этом уже начали их применять. Об этом, собственно, и свидетельствует рост выплат по финансовым рискам. По нашим данным, в первом полугодии 2005 года выплаты по финрискам увеличились на 1843,9% (! — Ред.). Но комиссия не бездействует. По итогам прошлого квартала правоохранительным органам уже передана информация об одной из компаний, практикующих «схемы» с выплатами.
— А подробнее?
— Страховщик собирает платежи по мнимым договорам страхования, а затем производит выплаты по фиктивным страховым случаям, получая при этом свой процент.
— Как регулятор может противодействовать подобным «схемам»?
— Пока Госфинуслуг практически не имеет полномочий для борьбы с мнимыми сделками. Ведь «реальность» каждого страхового случая фактически невозможно установить. Но это не значит, что мы, прикрываясь отсутствием полномочий, позволим «схемщикам» проворачивать свои дела. Сейчас специалисты Госфинуслуг изучают проблему и ищут метод эффективного противодействия данным операциям. Уверен, что решение будет найдено уже к концу этого месяца. В дальнейшем, вероятнее всего, будем работать вместе с Государственной налоговой администрацией Украины. Ведь она контролирует расчеты валовых затрат каждого предприятия.
— Сейчас многие страховщики заявляют, что ориентируются на обслуживание физлиц. Это декларации, или можно говорить о развитии страхового ритейла?
— Это действительно так. Однако чтобы услуги СК стали востребованными, платежеспособность населения должна повыситься. Ведь страхованием в основном пользуются материально обеспеченные люди, которым есть что терять и, соответственно, что страховать. Думаю, до конца года приоритеты страховщиков не изменятся — они будут ориентироваться на потребности юрлиц, активно развивая страхование физлиц.
— Каких изменений в страховом законодательстве можно ожидать в ближайшее время?
— Сейчас мы совместно с Лигой страховых организаций Украины прорабатываем изменения в порядок формирования резервов по рисковому страхованию и страхованию жизни, вступающий в силу с начала следующего года. Обсуждается возможность установления переходного периода от старой нормативной базы к новой, скорее всего, на пять лет (сейчас дан один год.— Авт.). В этот период будут предусмотрены более лояльные требования к размещению резервов. Дело в том, что новые требования смогут выдержать не более 50 из 400 работающих сейчас компаний. Нужно не допустить негативных последствий для страхователей, а страховщикам дать время повысить капитализацию. Думаю, что окончательный вариант документов появится в скором времени после Международного ялтинского форума.