Вместе с принятием Налогового кодекса до конца этого года Минфин предлагает начать легализацию теневых капиталов
Вместе с принятием Налогового кодекса до конца этого года Минфин предлагает начать легализацию теневых капиталов.
Об этом сообщила замминистра финансов Татьяна Ефименко в ходе вчерашнего круглого стола, посвященного главе об администрировании налогов проекта Налогового кодекса.
Весной Минфин разработал законопроект о легализации доходов, которым предусматривается взимание в госбюджет 3% суммы легализуемых доходов в случае, если частное лицо, либо юрлицо по каким-либо причинам имеют капиталы, которые ранее не были учтены налоговыми органами и с которых не были выплачены налоги. Предполагается, что легализация доходов будет иметь заявительныйхарактер. Для легализации отводится один год. Если новый парламент поддержит идею и примет закон этой осенью, процесс запустят уже с 1 января 2008 г. По истечении срока легализации начнут применяться непрямые методы определения налоговых обязательств, предусмотренные Налоговым кодексом.
Как заявила вчера госпожа Ефименко, в Минфине считают, что любое увеличение налоговой нагрузки и чрезмерное вмешательство налоговых органов в экономику приводят к ее тенизации. Сейчас, по оценкам Минфина, теневая экономика в стране составляет от 27% до 37% официального ВВП. По словом замминистра, самый яркий пример преподнес 2005 год. «Когда были ликвидированы многие льготы для отраслей и свободные экономические зоны, темпы роста ВВП резко сократились»,— пояснила замминистра. — Вместе с принятием Налогового кодекса мы предлагаем принять закон о легализации доходов граждан, таким образом мы получим больше доверия бизнеса к государству».
Замглавы Государственной налоговой администрацииСергей Лекарь говорит, что проект кодекса предусматривает более прозрачные правила игры, многие, усложняющие бухгалтерию подзаконные акты будут отменены. Кроме того, в отношении плательщиков налогов в случае судебных споров ГНАУ больше не сможет применять какие-либо санкции до решения суда.
Евгений Олейников, директор департамента Минфина по вопросам мониторинга администрирования платежей, заявил, что предполагается всего один уровень административного обжалования в судах действий налоговиков, это упрощает и ускоряет разбирательства с ГНАУ. Кроме того, в случае обжалования начисленных налоговых обязательств плательщики получат право на налоговый залог — на период обжалования по сути приостанавливается принудительное взыскание оспариваемых сумм. Если налогоплательщик выиграет суд, начисленная пеня ему возвращается. Срок обжалования будет продлен с нынешних шести месяцев до одного года.
С другой стороны, есть и ряд ужесточений. В частности, немного расширен перечень оснований для проведения проверок, в том числе внеплановых. Кроме того, ужесточается система регистрации документов в случае возникновения спора между налоговой и плательщиком. Пеня за просрочку уплаты налогов будет эквивалентна ставкам по кредитам в коммерческих банках и дополнительно включать штраф в размере 50% просроченной суммы. Так государство пытается обезопасить себя от распространенной практики, когда предприниматели умышленно задерживают уплату налогов, используясвои долги перед государством почти как кредитные ресурсы и не боясь невысоких штрафов.
Еще предпринимателей беспокоит нечеткость норм проекта кодекса по поводунепрямых методов налоговых проверок и налоговых наблюдений, говорит замглавы Госкомпредпринимательства Ольга Сахненко. В частности, такие системы проверки, как контрольные закупки товаров или проверки кассовых аппаратов. По словам госпожи Сахненко, авторы кодекса предлагают разрешать налоговикам делать это почти ежемесячно, что недопустимо для бизнеса.
Международная финансовая корпорация недавно исследовала отечественное законодательство в этой сфере и констатировала чрезмерное число проверок бизнеса со стороны всевозможных контролирующих органов. В среднем одно предприятие подвергается 9 разным проверкам в год, из которых 56% приходитсяна налоговые проверки.
Впрочем, по словам Евгения Олейникова, проект кодекса на данном этапе активно дорабатывается, в него почти еженедельно вносятся предложения от бизнес-ассоциаций и секретариата президента. В частности, на данном этапе эксперты секретариата настаивают на изменении в кодексе субъекта налоговых разъяснений, отмечая, что таковым должен быть Минфин, а не ГНАУ, которая напрямую заинтересована трактовать законы только в свою пользу. В секретариате также предлагают приостанавливать любые налоговые проверки субъекта в случае, если у государства есть просроченный долг по возмещению ему НДС.