Вчера представители трех фондовых бирж Украины — УМВБ, КМФБ и ДФБ провели пресс-конференцию «Фондовый рынок как индикатор инвестиционного климата страны. Перспективы развития». Таков был официальный мотив для встречи с прессой. Неофициальный оказался гораздо практичней: противостояние между биржами и ПФТС продолжается (см. «ЭИ» №188). «Биржевики» попытались прояснить свою позицию в вопросе развития фондового рынка Украины и место бирж на этом рынке. Надо признать, попытка не удалась.
Игорь Селиверстов, заместитель председателя совета директоров УМВБ, начал с оправданий: «В последнее время СМИ наполнены статьями о противостоянии фондовых бирж с оппонентами. Это мифы, которые надо опровергнуть. Фондовые биржи не занимаются административным давлением, лоббированием и «черным» PR, а стремятся к созданию полноценно функционирующего фондового рынка в Украине… Это наша инициатива по развитию инвестпривлекательности страны». По его словам, написать письмо к руководству страны их подтолкнул «154-й вариант Программы развития фондового рынка», подготовленный ГКЦБФР. И тут же для наглядности привел цифры. Прямые иностранные инвестиции за I квартал 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились на 35%, а отток портфельных инвестиций составил $114 млн. Вот только не понятно, в этом что, фондовый рынок виноват?
При этом г-н Селиверстов заявил, что сегодня так называемый организованный рынок занимает только 4%, а остальные 96% — неорганизованный. «Вообще-то такого понятия как организованный рынок нет. Это — эвфемизм. Есть биржевой и внебиржевой рынок», — гневно отрапортовал г-н Селиверстов. Зампред УМВБ при этом умудрился приравнять эти 4% к квадратным метрам. «Мы живем на этих 4 кв. м и никому уступать не собираемся», — заявил г-н Селиверстов, чем еще раз подтвердил мнение, что конкурентная борьба продолжится. Интересно другое. Господа биржевики осознают, что украинскому фондовому рынку ни к чему восемь бирж (а если ПФТС таки перерегистрируется в биржу, то девять). «Убирать» придется многих. И сегодняшние партнеры завтра могут стать лютыми врагами. И тогда наверняка появятся письма к руководству страны, что конкуренты опять мешают жить на своих «4 кв. м».
Указал Игорь Селиверстов и на отсутствие механизмов, которые обеспечивали бы прозрачное заключение соглашений и не позволяли манипулировать ценами. Похоже, это становится основным аргументом противников торгово-информационных систем (ТИС), каковой и является ПФТС. На самом же деле не только в ПФТС, но и ни у одной украинской биржи вообще нет расчетного центра, гарантирующего 100%-ное выполнение сделок участниками рынка. Оппоненты называют ПФТС «доской объявлений» или «индикативной площадкой». Но сейчас только она может предоставить информацию о реальной стоимости акций украинских компаний. Хотя она и не отслеживает до конца выполнение сделок, но как минимум фиксирует сами сделки. Кроме того, ни одна украинская фондовая биржа не имеет электронной торговой системы. А ПФТС создана по аналогии с NASDAQ (электронная торговая фондовая система США). Что, кстати, подтверждает и зампред совета директоров УМВБ. Кроме того, фондовые биржи хотят, чтобы сделки с ценными бумагами заключались только на биржах. И предлагают создать клирингово-расчетную депозитарную систему, к которой должна быть подключена торговая система в режиме реального времени. Не прочь биржевики заставить эмитентов регистрироваться в листинге фондовых бирж и предоставлять им отчетность. При этом они, наверное, «забыли», что требование предоставления отчетности не относится к их компетенции. Это — прерогатива ГКЦБФР.
Но самая интересная информация была озвучена в конце мероприятия. Первый заместитель главы Совета директоров УМВБ отметил, что функциональная работа фондового рынка сможет обеспечить те социальные программы, которые задекларированы правительством. Например, по его словам, «инвестиции в неорганизованный рынок (объем операций на котором составил около 330 млрд. грн. в 2004 г.), при среднегодовых темпах роста экономики в 5% дали бы 6 млрд. грн. для социальных выплат, не перегружая бюджет». Но, как подчеркнул г-н Селиверстов, это возможно при условии эффективного ценообразования на активы украинских эмитентов, в которые могли бы инвестировать частные пенсионные фонды, совместные фонды и др. институты. Как зампред УМВБ насчитал упомянутые шесть миллиардов, представители СМИ так и не узнали. Самым настырным он посоветовал «читать книжки»…