Последние несколько месяцев были трудными для мировых фондовых рынков. Индекс фондовых рынков развитых стран MSCI за январь—май снизился на 1,85%. Не радовали результатами фондовые рынки развивающихся стран, падала доходность долгосрочных гособлигаций, а цены многих корпоративных облигаций обрушились после того, как Standard & Poor’s снизило рейтинг General Motors и Ford до спекулятивного уровня. В связи с этим европейские хедж-фонды (инвесткомпании, которые специализируются на спекуляциях) стали терпеть убытки и поглядывать в сторону Украины. ЕЦБ обеспокоился деятельностью хеджевых фондов, считая, что их растущее число уже представляет угрозу финансовой стабильности Европы.
Как сообщается в майском докладе ЕЦБ, опасения обострились в последние несколько месяцев. За январь—апрель индекс доходности хедж-фондов, составляемый MSCI, упал на 1,19%. Ситуация вокруг хедж-фондов, надзор за которыми со стороны регуляторов фондового рынка в целом не слишком строг, давно вызывает озабоченность у части инвесторов, так как недавний бурный приток средств в эти фонды многим представляется финансовым «пузырем».
Самое серьезное беспокойство в отношении финансовой системы «связано с тем, что преуменьшение риска может вызвать неоправданный рост стоимости ценных бумаг, особенно с фиксированным доходом». Опасения ЕЦБ связаны с тем, что в случае кризиса «стремление броситься к выходу распространится повсеместно», считает член правления ЕЦБ Томмазо Падоа-Скьоппа. Вместе с тем он подчеркнул, что подобные инвестиционные структуры могут оказывать положительный эффект на финансовую систему, повышая ликвидность и увеличивая эффективность рынка. По данным Hedge Fund Research, в I квартале активы под управлением хедж-фондов превысили $1 трлн.
Что касается финансовой ситуации за пределами еврозоны, г-н Падоа-Скьоппа отметил, что «дальнейшее нарушение мирового равновесия по-прежнему предоставляет угрозу стабильности валютного и других рынков».
По данным Hennessee Group, рассчитывающей индекс доходности хедж-фондов, в апреле они понесли убыток в 1,75%. Это один из худших показателей со времени краха фонда Long Term Capital Management (LTCM) в 1998 г. С начала этого года индекс Hennessee снизился уже на 1,62%. На рынке заговорили о том, что банкротство даже одного фонда может вызвать панику и цепную реакцию банкротств, а это подорвет стабильность всей финансовой системы. Но самое опасное, что многие хедж-фонды — новички на рынке корпоративных облигаций. «На рынке опасаются, что поскольку облигации для хедж-фондов — рынок непривычный, то в условиях кризиса они начнут закрывать позиции по облигациям, что приведет к падению цен и стремительному нарастанию рисков для всех участников рынка»,— отметил специалист по корпоративным долгам инвестбанка J.P. Morgan Эдвард Мэрринан. Согласны с ним и другие аналитики. «Учитывая масштаб изменений, у игроков рынка могут возникнуть весьма серьезные проблемы. И это может быть лишь верхушкой айсберга»,— говорит аналитик Action Economics Ким Руперт. По оценке же Bank of America, «хедж-фонды, работающие с кредитными инструментами, могут нести убытки в течение трех месяцев подряд, и это может спровоцировать дальнейшие продажи ценных бумаг».
Никто на рынке не называет конкретные фонды, которые могут быть близки к банкротству. В то же время в апреле по ряду инвестиционных портфелей действительно были зафиксированы убытки. Так, Highbridge Capital Management, обслуживающий инвестиции объемом $7 млрд., в апреле понес потери в 3%, но май закончил в плюсе. Лондонский GLG Partners по различным портфелям потерял за последний месяц от 2,5 до 8%. Лондонская Man Group сообщила, что ее ключевой фонд с активами в $10 млрд., играющий на рыночных тенденциях, понес в апреле убыток в 3,1%, а с начала года — 5,6%; фонд же акций с начала года потерял 20%. Слухи о проблемах хедж-фондов стали настолько сильны, что GLG пришлось сделать заявление о том, что с ее фондами «все в порядке», и «повода для беспокойства нет».
Хедж-фонды, которые делают ставки на будущее вхождение Украины в Европейский Союз, рассматривают возможность создания совместных проектов с украинскими партнерами для проведения операций с украинской валютой, акциями и облигациями. «Мы ожидаем, что хедж-фонды будут искать дополнительные инвестиционные возможности в Украине»,— уверен Кристоф Авенариус, аналитик из Credit Suisse Alternative Investments.
«Если Украина предпримет ряд усилий для вступления в Евросоюз, это должно положительно сказаться на инвестиционном климате в будущем»,— отметил Йохан Вермут из Greater Europe Fund. В свою очередь украинские банкиры, на вопрос, что они по этому поводу думают, в один голос отвечали: «Да пошли они…!»