Дьявол в мелочах. Наивно полагать, что одно лишь снижение тарифов на импорт в страны Европейского союза украинских товаров откроет отечественным производителям беспрепятственный доступ к европейскому потребителю. Этот потребитель весьма переборчив и защищен различными стандартами. Отчасти эти стандарты являются, конечно, следствием желания обеспечить европейцев качественной и безопасной продукцией. Менее очевидно, что такие стандарты, многие параметры которых не обязательно имеют отношение к качеству, используются как завуалированные барьеры.
Чтобы оценить, во сколько украинской экономике обойдется входной билет на рынок ЕС, обратимся к опыту соседей. Новые члены ЕС ежегодно тратят на гармонизацию стандартов до 2-4% ВВП. Для сравнения, в последние годы украинский бюджет тратит на эти цели одну и ту же сумму, и это всего лишь 8,35 млн. грн. в год. Впрочем, куда большие расходы у частных компаний. Некоторые тратят сотни тысяч долларов на то, чтобы получить для своей продукции международные сертификаты качества. Возможно, эти инвестиции окупятся…
Анализ возможных результатов формирования зоны свободной торговли между Украиной и ЕС представил Международный центр перспективных исследований (МЦПИ). По мнению руководителя исследования Ольги Шумило, обычный договор о свободной торговле, упраздняющий таможенные тарифы, несет мало выгод для экономик Украины и ЕС, так как многие тарифные ставки будут обнулены уже после вступления Украины в ВТО. «Углубленный договор должен выходить за рамки торговых вопросов — отмены тарифов на торговлю товарами, — а также включать либерализацию услуг и проведение регуляторной политики в соответствии с европейской»,— считает она.
По мнению эксперта МЦПИ Ильдара Газизуллина, формирование зоны свободной торговли с ЕС создаст благоприятные условия для инвестирования в украинскую промышленность, уменьшит вероятность антидемпинговых расследований для химической отрасли, поможет внедрить высокие стандарты защиты окружающей среды и расширит экспорт в страны ЕС. «Но есть также и минусы: повышение конкуренции и банкротство некоторых производителей, высокие затраты на внедрение европейских стандартов и переоснащение»,— говорит он.
Действительно, по словам представителя центра социально-экономических исследований CASE Магдалены Рукицкой, расходы новых членов ЕС на гармонизацию стандартов в первые годы составляют около 2-4% от национального ВВП. В среднем экспортеры на адаптацию своих товаров к стандартам ЕС, а также на процедуры оформления тратят по 200-250 грн. на одну партию любых объемов, малые предприятия — не более 100-150 грн. В соседней Польше, по словам эксперта, даже сегодня лишь половина ее экспорта адаптирована к стандартам ЕС, тогда как на треть ее ежегодных объемов экспорта Евросоюз лишь частично признает стандарты производителей, а около четверти товаров вообще никоим образом не адаптированы. В то же время, по оценкам госпожи Рукицкой, около 34% польского экспорта ежегодно страдает от технических барьеров. Исходя из опыта поляков, сложнее всего адаптировать стандарты по таким товарам, как одежда, текстиль, продукты питания и продукция металлургии.
По данным Государственного ко
митета стандартизации и потребительской политики, на сегодня за счет бюджета (8,35 млн. грн. в 2006 г.) финансируется адаптация национальных стандартов по 16 европейским директивам стандартизации.Что касается сельского хозяйства, режим зоны свободной торговли, по оценкам эксперта МЦПИ Евгении Ахтырко, станет по-разному применяться к различным группам продукции. Так, Украина будет заинтересована закрепить режим свободной торговли по зерновым, сахар будет исключен из режима свободной торговли из-за высокой степени протекционизма отрасли с обеих сторон, экспорт продукции животноводства будет иметь некоторые ограничения до тех пор, пока не сможет соответствовать стандартам ЕС, а плодоводство и овощеводство будут нуждаться в государственной поддержке.
Все эти нюансы еще предстоит обсудить в ходе переговоров. По мнению госпожи Шумило, в ходе переговоров Киев может договориться о переходных периодах для отдельных отраслей экономики. По ее оценкам, «несколько лет пойдет на проведение переговоров по заключению соглашения, несколько — на ратификацию, и до того, как мы начнем его выполнять, пройдет пять-семь лет».
В Министерстве экономики называют и более длительные сроки. «Заключение договора зоны свободной торговли является не одномоментным актом, а периодом в среднем в 10 лет, в течение которого принимается ряд соглашений, и с принятием каждого создается зона свободной торговли»,— сказал «i» представитель департамента сотрудничества с Европейским союзом Минэкономики Валерий Борисов.