Какой опыт может извлечь Грузия из украинского саммита “Крымской платформы”?

krym 1 Економічні новини

23 августа в Украине состоялся саммит Крымской платформы. Объявленная президентом Украины Владимиром Зеленским инициатива направлена на координацию международных усилий по деоккупации Крымского полуострова, который был незаконно аннексирован Российской Федерацией в 2014 году. Другие страны, борющиеся с российской агрессией, могут извлечь уроки из этого саммита.

Одной из таких стран, которая может извлечь особую пользу, является Грузия, которая пытается привлечь внимание международного сообщества к проблеме российской оккупации ее территорий. Наличие поддерживающих заявлений от нескольких стран, говорящих об этой проблеме, — это то, в чем Грузия отчаянно нуждается, и Тбилиси может извлечь уроки из усилий Киева по привлечению поддержки со стороны международного сообщества. Как информируют Экономические новости, об этом пишет The Foreign Policy Research Institute.

Что такое Крымская платформа?

Зеленский впервые представил Крымскую платформу осенью 2020 года. Во время своего выступления в Верховной Раде по вопросу о внутренней и внешней ситуации в Украине он сказал: “Вопрос Крыма возвращен в международную повестку дня. Мы создаем формат “Крымская платформа”. Это координация международных усилий по защите прав крымчан и деоккупации полуострова. Я уже подробно обсудил эту инициативу с представителями Европейского Союза, Великобритании, Канады, Турции и другими партнерами. Многие из них готовы присоединиться и принять в ней активное участие”.

Одной из главных целей саммита является мобилизация более эффективного международного ответа на аннексию Россией Крыма у Украины. Это многоуровневая платформа для выработки действий, которые повысят издержки российской оккупации и опровергнут тезис Москвы о безвозвратном захвате полуострова. Инициатива также включает экспертную сеть Крымской платформы, которая будет работать в тесном контакте с представителями правительств разных стран. Форум Сети стартовал 6 августа, и 180 экспертов и ученых из 33 стран уже выразили готовность присоединиться к ней.

В саммите приняли участие представители 46 стран, включая 8 президентов, 4 премьер-министров и 17 глав министерств иностранных дел или их заместителей. Украина смогла выполнить обещание собрать представителей высокого уровня из значительного числа стран.

Пятью приоритетными направлениями Крымской платформы стали: эффективность санкций, защита прав человека, безопасность Азово-Черноморского региона, преодоление экологических и экономических последствий оккупации и укрепление международной политики непризнания. Участники саммита приняли совместную декларацию, в которой осудили “временную оккупацию и незаконную аннексию Крыма” и договорились продолжать вводить “политические, дипломатические и ограничительные меры” против России. Помимо подписания декларации, Зеленский открыл офис “Крымской платформы” в Киеве. По словам украинских властей, офисы “Крымской платформы” будут открыты в нескольких странах.

Связь с российскими проблемами Грузии

Создание подобной платформы актуально и для Грузии, поскольку два отколовшихся от Грузии региона оккупированы Российской Федерацией. Независимо от того, насколько похожи случаи Крыма, Абхазии и Цхинвали (так называемая Южная Осетия), более серьезная проблема российской оккупации все еще преобладает в обеих странах. Однако, в отличие от Украины, вопрос российской оккупации пока не стоит на первом месте в повестке дня Тбилиси, и без инициативы правительства лишь небольшая часть международного сообщества по-прежнему обеспокоена замороженными конфликтами в Грузии. Грузия только выиграет от создания подобной платформы.

Международное внимание. Платформа стала бы для Грузии способом привлечь большее международное внимание к российской оккупации. Недавно Грузия отметила 13-ю годовщину войны с Россией в 2008 году. Несмотря на то, что “ползучая оккупация” продолжается на де-факто границе с Цхинвали, часть международного сообщества считает конфликт замороженным, и, как следствие, существует не так много площадок, посвященных обсуждению этого вопроса. Миротворческие усилия также скудны и безуспешны. С 2008 года 34 села были разделены де-факто “границей” между Грузией и оккупированными Россией территориями. Десятки, а иногда и более 100 граждан ежегодно задерживаются за нарушение “пограничного режима”. В 2018 году, например, 100 человек были задержаны цхинвальскими властями и 28 – абхазскими. Более того, жители различных сел вдоль контролируемой Тбилиси стороны пограничной линии рассказали делегатам Amnesty International, что их уровень жизни значительно ухудшился с тех пор, как “пограничный режим” начался в 2009 году и усилился в 2013 году.

В настоящее время единственной структурой, рассматривающей последствия российско-грузинского конфликта 2008 года, являются Женевские международные дискуссии (ЖМД). Она была запущена в 2008 году, и ее сопредседателями являются Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европейский Союз (ЕС) и Организация Объединенных Наций (ООН). Ежегодно GID проводит четыре дискуссии, в которых принимают участие представители участников конфликта. В течение многих лет эти дискуссии не дают никаких ощутимых результатов. Единственным свидетельством внимания международного сообщества к оккупированным территориям Грузии является Миссия наблюдателей ЕС в Грузии (МНЕС), которая была создана в 2008 году. Миссии отказано в доступе на оккупированные территории, и она работает только на территории, контролируемой Грузией.

Создав Крымскую платформу и пригласив на саммит мировых лидеров, Киев надеется, что Крым будет чаще обсуждаться его друзьями и союзниками. Вот лишь несколько примеров: первый заместитель министра иностранных дел Эмине Джапарова представила Крымскую платформу Европейскому парламенту и послам стран-членов ЕС. Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба напрямую пригласил Францию присоединиться к Крымской платформе. Такой подход позволяет удерживать внимание международного сообщества к российской оккупации – цель, к достижению которой должен стремиться и Тбилиси.

Российские угрозы. Глядя на реакцию России на инициативу, можно сделать вывод, что Москва считает, что Крымская платформа наносит ущерб ее интересам в регионе. Реакция России свидетельствует об успехе и потенциале платформы. Официальный представитель МИД России Мария Захарова в марте 2021 года опубликовала заявление с критикой инициативы: “Все усилия Киева по возвращению Крыма Украине нелегитимны и не могут восприниматься иначе, чем угроза агрессии против двух регионов Российской Федерации”. Министр иностранных дел Кулеба утверждает, что “Россия всячески дискредитирует крымскую платформу и прилагает усилия, чтобы не допустить участия в ней различных стран”. Более того, Россия открыто заявила, что рассматривает участие стран в Крымской платформе “как недружественный шаг по отношению к Российской Федерации и прямое посягательство на ее территориальную целостность.” Министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал форум “шабашем”.

Решение проблемы. Международное сообщество должно видеть, что Грузия сама прилагает все усилия для решения проблемы российской оккупации. В последние годы Тбилиси был менее активен в оказании давления на международное сообщество для решения этой проблемы. В прошлом грузинское правительство сплотило своих союзников и друзей для решения этой проблемы. Например, в 2010 году Комитет по международным отношениям парламента Грузии обратился к законодательным органам 31 страны и попросил их объявить два грузинских региона – Абхазию и Цхинвали – территориями, находящимися под российской оккупацией. Однако последние действия указывают на то, что Тбилиси все меньше беспокоится о российской оккупации, что не поможет ему заручиться международной поддержкой, как в случае с Украиной.

В 2013 году парламент Грузии внес поправки в Закон Грузии об оккупированных территориях 2008 года, сделав его нарушение менее обременительным. Согласно предложенным правительством поправкам, вместо уголовного наказания, в случае первого въезда на оккупированные территории, лицо подвергалось административному наказанию в виде штрафа в размере 400 лари. Из-за реакции оппозиционных партий и гражданского общества предложенные поправки не были внесены в закон. Кроме того, в 2018 году было расформировано Министерство по делам внутренне перемещенных лиц с оккупированных территорий, расселению и беженцам. Государственное министерство по примирению и гражданскому равенству все еще существует, но с ограниченной активностью.

Новая крупная платформа доказала бы, что Грузия прилагает новые усилия для решения проблемы российской оккупации Абхазии и Цхинвали. Эта платформа могла бы стать важным способом для союзников и друзей Грузии оказать ей поддержку и дать понять России, что международное сообщество по-прежнему осуждает ее действия в Грузии.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи