“Северный поток-2”: Удастся ли “Газпрому” выйти из-под законов ЕС?

potok 2 Економічні новини

Сегодня в Германии будет вынесено судьбоносное решение о будущем "Северного потока - 2" после завершения строительства, которое все еще продолжается и неясно, когда именно оно закончится. Поставки газа из России должны подпадать под европейские нормы, но Газпром хочет их обойти.

25 августа будет оглашен вердикт Регионального высшего суда Дюссельдорфа по жалобе компании Nord Stream 2 AG на решение немецкого регулятора Bundesnetzagentur (Bnetz) о том, что эта принадлежащая на 100% Газпрому компания, стремящаяся стать оператором новой трубы из России в Германию, должна подчиниться правилам ЕС Третьего энергетического пакета в рамках Газовой директивы, пересмотренной в 2019 году. Участники спора не будут присутствовать в зале. Приговор будет зачитан и доведен до сведения СМИ. Польская компания PGNiG прокомментирует решение суда, поскольку оно будет иметь решающее значение для судьбы “Северного потока – 2” и, следовательно, газового рынка в Центральной и Восточной Европе. Оставив в стороне политические соображения и серьезные риски для безопасности и внешней политики, связанные с этим трубопроводом, необходимо сосредоточиться на рыночной ситуации в контексте решения немецкого суда. Как информируют Экономические новости, об этом пишет Biznes Alert.

15 мая 2021 года BnetzA приняло решение не предоставлять россиянам исключения из Газовой директивы. Он предусматривает, что любые газопроводы, построенные после 23 мая 2019 года, должны подпадать под действие Третьего энергетического пакета Европейского союза. Газпром опасается этого, поскольку правило разделения собственности может даже заставить его продать Nord Stream 2 AG компании, не входящей в группу, чтобы не было риска влияния поставщика (Газпрома) на правила поставок по спорной трубе. Независимый оператор также должен будет повысить прозрачность тарифов. Это поставит под сомнение тезис о том, что поставки через “Северный поток – 2” дешевле, чем через Украину. Любые данные об этом основаны на оценках, которые могут быть частично инспирированы Россией. Есть подозрение, что россияне выставляют более низкие цены на поставки по “Северному потоку-2”, чем через Украину, потому что субсидируют их, например, отражая в газовых контрактах с европейскими потребителями. Между тем, поставки по “Северному потоку-2” в Словакию или Украину могут быть намного дороже, чем по традиционному украинскому маршруту, из-за “блиндирования” – накопления тарифов вдоль маршрута поставок. Существует ряд аналитических исследований, предупреждающих, что поставки по “Северному потоку – 2” приведут к росту цен на газ в Центральной и Восточной Европе. Стоит напомнить, что газ из новой трубы из России должен идти не в Западную Европу, а на Восток через Германию и Чехию, согласно оговорке о ветке EUGAL. Он не ограничен, как OPAL, но правила ЕС могут ограничить сам “Северный поток 2”, и именно этого боятся россияне, которые хотят направить весь газ из Украины по балтийскому маршруту.

Последствия для “Северного потока-2”

Даже если “Газпром” получит разрешение суда на отступление, скорее всего, Nord Stream 2 AG не будет соответствовать юридическим предпосылкам для этого. Он распространяется на трубопроводы, построенные до 23 мая 2019 года, и оказывает негативное влияние на конкуренцию на региональном рынке, о чем свидетельствуют дела OCCP против инвесторов Nord Stream 2, а доказательством его юрисдикции стала заявка на создание консорциума для строительства трубопровода, отклоненная поляками. Кроме того, “Северный поток 2” негативно повлияет на безопасность поставок, а тест на энергетическую солидарность вошел в практику работы Европейской комиссии после победы PGNiG в споре по поводу OPAL, ответвления от “Северного потока 1” в Германии. В соответствии с ним, любые новые инвестиции должны учитывать интересы затрагиваемых государств-членов. Такой тест уже применялся, например, перед принятием решения о строительстве терминала СПГ в Брунсбуттеле в Германии. Именно поэтому Германия критикует идею энергетической солидарности как вольное положение, не имеющее реального влияния на действительность. Однако подобные идеи имеют последствия. Суд Европейского Союза, поддержав польское дело, совпадающее с политикой Сообщества против интересов Германии и России, признал, что энергетическая солидарность охватывает все действия государств-членов, и сослался на Договор о функционировании Европейского Союза. Решение BnetzA по Nord Stream 2 AG будет подвергнуто проверке на энергетическую солидарность.

Германия может различными способами подчинить “Северный поток 2” закону, и этот вопрос будет проверен Европейской комиссией. Модель разделения собственности предполагает, что “Газпром” не может иметь контроль над трубопроводом, по которому он отправляет газ, из-за негативного влияния на конкуренцию. Однако эта модель допускает наличие миноритарных долей в Nord Stream 2 AG, о чем свидетельствуют миноритарные доли “Газпрома” в европейских ПХГ, таких как Katharina и немецкий оператор Gascade, управляющий EUGAL. Отсутствует ли это влияние, еще предстоит выяснить. По мнению поляков, он существует и наносит ущерб. Независимый оператор передачи – это модель, при которой “Газпром” сохранит “Северный поток 2” в своей группе капитала, но должен будет предоставить ему свободу принятия решений. Однако такая модель, согласно Газовой директиве, может быть применена к инвестициям до 23 мая 2019 года. Кроме того, регламент работы совета директоров Nord Stream 2 AG не дает независимости в принятии решений. Все они принадлежат “Газпрому”, эта компания зарегистрирована в Швейцарии, поэтому BnetzA не будет иметь над ней никаких регулирующих полномочий. Также неясно, были ли кредиты для “Северного потока 2” от западных партнеров заключены на рыночных условиях. Такое решение также не пройдет вышеупомянутый тест на энергетическую солидарность, поскольку – как заявил украинский оператор – “Северный поток 2” не обеспечит новый маршрут поставок, а заменит существующий в Украине, и, таким образом, не повысит безопасность поставок в регионе. Даже если Германия предоставит отступление для “Северного потока – 2”, ее решение все равно может быть оспорено в Суде Европейского Союза и затянуть спор, а значит, возможно, и начало поставок, если их остановка является формой обеспечения иска, как это было в случае с электроэнергией OPAL. Стоит напомнить, что BnetzA уже имеет дело в суде по поводу ненадлежащего выполнения Газовой директивы, но процесс застопорился.

Польский след и пример Ямала

Если бы русские хотели договориться, они могли бы использовать опыт Польши, известный по передаче Gaz-System роли оператора на ямальском участке газопровода. EuRoPol Gaz, наполовину принадлежащая PGNiG и “Газпрому”, остается владельцем этого участка Ямал-Европа, но оператором стала компания Gaz-System, которая теперь предоставляет мощности на аукционе. Тогда потребуется двустороннее соглашение между Германией и Россией по аналогии с межгосударственным соглашением о транспортировке российского газа через Польшу. В отличие от этого исторического договора, германо-российские переговоры уже должны будут включать Европейскую комиссию, без одобрения которой они не могут быть заключены, и это еще одна проблема для русских, пытающихся выйти из-под действия правил. Газпром не проявляет доброй воли. В прошлом генеральный директор Nord Stream 2 Маттиас Варниг угрожал, что русские потребуют компенсации за включение своего газопровода в европейские нормы. Российские юристы прибегли к странному аргументу, который может иметь под собой почву в немецком законодательстве, о том, что “Северный поток 2” все же следует рассматривать как завершенный газопровод на том основании, что он готов в функционально-экономическом смысле: у него есть окончательное инвестиционное решение, деньги переведены, и инвесторы приступили к работе. Конституция Германии не позволяет изменять правила инвестирования в течение срока его действия. Существует ряд контраргументов. Раздел в Германии, который будет регулироваться законодательством ЕС, уже завершен. Райнер Зеле, генеральный директор OMV и ярый сторонник “Северного потока-2” как его будущего заказчика, неоднократно утверждал в СМИ, что газовая директива не повредит проекту и он все-таки будет реализован. Скорее, это аргумент в пользу того, что у инвесторов нет проблем с нормами ЕС.

Однако случай с газопроводом “Ямал” показывает слабость или инертность Европейской комиссии в отношениях с “Газпромом”, диагностированную примерно с 2016 года, когда она вынесла неожиданный вердикт в антимонопольном расследовании против этой российской компании. Она собрала сокрушительные доказательства того, что Газпром злоупотребляет своим доминирующим положением в Центральной и Восточной Европе посредством несанкционированного влияния на инфраструктуру, завышения цен и раздела рынка. Комиссия доказала, что “Газпром” создал кризис поставок в 2017 году, чтобы повлиять на процесс смены собственника на польском участке Ямала. Однако она посчитала, что не имеет никакого влияния на польско-российское соглашение и умыла руки. Она не стала налагать штрафные санкции на “Газпром”, хотя без колебаний сделала это в отношении Google или Microsoft. Некоторые обвиняют комиссара Дании Маргрете Вестагер в исключительной покладистости по отношению к русским. Средства правовой защиты, предложенные Комиссией, включают биржевые свопы для противодействия изоляции рынков, от которой никто не выигрывает. Россияне утверждают, что обмена, тем не менее, достаточно, чтобы снять опасения. PGNiG не складывает оружие в этом деле. Она жалуется в суд на неадекватность обязательств “Газпрома” по Ямалу. Ожидается, что приговор будет вынесен во второй половине 2021 года или в первом квартале 2022 года.

По тем же причинам PGNiG подала заявку на доступ к процедуре сертификации в BnetzA 30 июля. Решение будет принято только через шесть месяцев после представления пакета документов, который будет собран после завершения строительства “Северного потока – 2”. Сертификация будет оцениваться с точки зрения энергетической солидарности. Хотя эффективное применение Газовой директивы к “Северному потоку-2” снизит риск, оно не устранит его полностью, поскольку само существование этого газопровода угрожает рынку Центральной и Восточной Европы. Неизвестно, когда будет завершено неоднократно откладывавшееся строительство трубопровода, поскольку оно уже задержалось почти на два года из-за ряда препятствий, среди которых не только нормативно-правовые. Есть еще санкции США и независимые события, такие как штормы в Балтийском море.

Будут ли русские продолжать запуск?

Nord Stream 2 AG может получить отступление или нет? Он может получить право на апелляцию или нет? Наиболее вероятным сценарием является то, что они не получат отступление, но право на апелляцию получат. Любое решение BnetzA может стать предметом жалобы в суд, от которой поляки вряд ли откажутся. Россияне могут пойти дальше и попытаться незаконно запустить “Северный поток-2”, хотя BnetzA утверждает, что на сегодняшний день это невозможно. Однако если русские действительно намеренно ограничивают поставки газа в Европу в преддверии отопительного сезона, они могут попытаться заставить Западную Европу запустить спорный газопровод вопреки нормативным барьерам. Комментаторы, симпатизирующие российской точке зрения, такие как Катя Яфимава из Оксфордского института энергетических исследований, предполагают, что такое решение вполне вероятно, и пока неясно, станет ли оно “порталом” входа на европейский рынок для планов “Газпрома”. Такой фокус с европейцами российский “Газпром” уже не раз показывал в истории, потому на него нельзя положиться. Поляки будут вовлечены в дальнейшие споры вокруг “Северного потока-2”, который является высокорискованной экономической инвестицией, на которую русские и их партнеры в Европе идут из-за официальных и неофициальных прибылей и, прежде всего, из-за враждебной внешней политики Кремля, который получит новый инструмент давления, если этот газопровод начнет работать.

Россияне угрожают дефицитом газа в Европе осенью этого года, который “не устранит даже запуск “Северного потока-2”. Поджигатель кричит: “горит!” и наблюдает за эффектом. Это откровенный шантаж, направленный против Западной Европы, где находятся пустые склады русских. Европа молчит. Но время для размышлений, возможно, уже закончилось.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи