Запад разделился в вопросе о том, чем должна закончиться война в Украине

25 мая 2022, 11:39
voĭna Економічні новини

За три дня до военного нападения России на Украину 24 февраля, на судьбоносном телезаседании Совета безопасности Кремля бывший президент Дмитрий Медведев заверил Владимира Путина, что ему не стоит бояться реакции Запада.

“Мы знаем, что произойдет, — сказал он. Будет давление и санкции”. “Но через некоторое время напряжение спадет. Рано или поздно они устанут и сами попросят нас возобновить дискуссии и переговоры по всем вопросам обеспечения стратегической безопасности”. Давайте признаем, что для наших друзей в США и ЕС Россия значит гораздо больше, чем Украина”. Как информируют Экономические новости, об этом пишет Financial Times.

На сегодняшний день и Запад и Украина доказали Медведеву, что он глубоко ошибся. По общему впечатлению, Москва была ошарашена силой и единством Запада в его солидарности с Украиной. Но сейчас, когда российская война идет уже четвертый месяц, западные лидеры задумываются о перспективе затяжного конфликта. Они также начинают понимать, что поддержали мужественных украинских воинов, не обозначив конечную цель.

В начале войны целью было помочь Украине противостоять совершенно неоправданной агрессии одной из крупнейших армий мира. Затем произошло нечто неожиданное: эта могучая армия, возглавляемая некомпетентными военачальниками и столкнувшаяся с ожесточенным сопротивлением, была вынуждена отступить в более удобную для ведения боевых действий часть страны. И вдруг стало реальным, что Украина, оснащенная более тяжелым оружием с запада, действительно может одержать победу в этой войне.

Это ставит перед поддержавшими Украину политиками ряд вопросов. Что означает “победа”? Победа – это просто оттеснение русских к тому месту, откуда они начали 24 февраля? Или это также означает возвращение территорий, оккупированных с 2014 года, а именно Крыма и двух областей Донбасса?

Если украинское руководство решит, что его вооруженные силы должны вести контрнаступление, чтобы вернуть всю свою территорию, будет ли Запад продолжать оказывать помощь? Что должно послужить толчком к отмене санкций против агрессора – России? Если победа Украины означает поражение России, то насколько сокрушительным должно быть это поражение? Если это противостояние двух мировых порядков, один из которых основан на правилах, а другой – на сферах влияния, то как может выглядеть урегулирование?

Столкнувшись с агрессивным возрождением русского вопроса, Западу нужен план, а его, похоже, нет. Возникли две модели размышлений. Согласно одной из них, Россия должна быть наказана за свою агрессию так, чтобы она не пыталась повторить ее. Если бы мы отреагировали более жестко, когда Путин вторгся в Грузию в 2008 году и захватил Крым в 2014 году, говорят авторы этого аргумента, он был бы удержан от нападения на Украину в 2022 году. Теперь Россию следует “ослабить” военными средствами, заявил 25 апреля министр обороны США Ллойд Остин, что раскрывает новый взгляд на цели Вашингтона, которые остаются до конца неясными.

По второй модели отдельные западные лидеры также хотят, чтобы Украина выиграла войну, и подчеркивают, что украинцы сами должны решить, за какую территориальную цель они хотят сражаться. Но они по-другому смотрит на будущее отношений с Россией. Даже потерпев поражение, Россия, ядерная держава, все равно останется крупнейшей страной на континенте, и Москва должна будет стать частью любого нового порядка безопасности, создаваемого в Европе. 9 мая в Страсбурге президент Франции Эммануэль Макрон использовал фразу, обремененную историей, чтобы донести эту мысль. Он сказал, что Россия дескать не должна быть “унижена”.

Эти очень чувствительные дебаты вновь открывают глубокие раны 20-го века в Европе – раны, нанесенные первой мировой войной и последовавшим за ней Версальским договором, который привел к подъему нацистской Германии и, 20 лет спустя, ко второй мировой войне, а также раны, нанесенные советской оккупацией Центральной и Восточной Европы. Помимо карикатурного представления об умиротворителях и поджигателях войны, нынешние дебаты откровенно настраивают западноевропейских лидеров против их коллег из бывших советских сателлитов.

Война России в Украине обнажила совершенно новую внутриевропейскую динамику. Германия, Франция и Италия являются державами, наиболее обеспокоенными новой ситуацией, поскольку она разрушила модель отношений с Россией после холодной войны, построенную на торговле и энергетике или, в случае Макрона, на мечте о создании будущей архитектуры европейской безопасности.

С другой стороны, Польша и страны Балтии чувствуют, что их глубокое недоверие к России оправдалось, и их воодушевляет перспектива вступления Финляндии и Швеции в НАТО. Польша теперь представляет себе партнерство с Украиной в будущей Европе, которая может стать такой же могущественной и влиятельной, каким был франко-германский тандем в старой Европе.

Что касается России, то ей не нужно, чтобы Запад унижал ее. Путин сам прекрасно справился с этой задачей.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи