Мы все понимаем радости цифрового мира: связи, контакты, информация, эмоции. Но человечество только начинает задумываться, какой ценой это ему обходится. Одними из первых забили тревогу еретики Силиконовой долины — экс-сотрудники Facebook, Google и Apple. Как никто другой, они знают ухищрения создателей технологий и уверяют, что Интернет формируется вокруг требований рекламной экономики.
Распространение смартфонов привело мир к эпохе беспрецедентной связи: люди теперь постоянно связаны с далекими друзьями и имеют доступ к почти неограниченной информации и нескончаемым развлечениям. Всего лишь десять лет назад было немыслимо представить это состояние постоянной связи.
Американские исследователи называют пугающие цифры: владельцы смартфонов взаимодействуют со своими гаджетами в среднем 85 раз в день (в том числе сразу после пробуждения, перед сном и даже посреди ночи), 91% никогда не покидает дом без телефона, а 46% говорят, что не могут жить без них. Гаджеты предоставляют всё, что только может предложить связанный мир через устройство, помещающееся в ладони.
Гаджеты спровоцировали глубокий сдвиг в отношениях между потребителями и технологиями. За всю историю человечества подавляющее большинство инноваций ограничивались выполняемыми функциями и местами, в которых люди живут. Смартфоны же преодолели эти ограничения, став нашими постоянными спутниками.
Благодаря своей значительной роли в жизни миллиардов потребителей во всем мире они обладают огромным потенциалом для влияния, причем как положительного, так и отрицательного.
Основным предметом беспокойства стало психологическое влияние технологий на людей. В 2016 г. группа исследователей подсчитала, как часто люди трогают экраны своих смартфонов. Среднее количество взаимодействий составило 2617 раз в день, а для самых активных пользователей цифра удваивается до 5427 нажатий в день! В год это 1-2 млн. прикосновений.
Зависимость от соцсетей и гаджетов кажется несопоставимой с наркоманией или алкоголизмом. Однако в основе всех зависимостей лежит единый механизм, связанный с выработкой дофамина — «гормона удовольствия».
Синтез дофамина происходит во время опыта, вызывающего по личным ощущениям человека удовольствие и удовлетворение, будь то секс, вкусная еда или наркотик. Это своеобразная система поощрения мозга. И во взаимодействии с гаджетами работает тот же принцип дофаминового вознаграждения. Привыкающий со временем мозг адаптируется и чувство удовольствия уменьшается, что требует увеличение дозы. Постоянный «всплеск» дофамина в конечном итоге может привести к зависимости.
Появление смартфонов повысило ставки за внимание потребителя, поэтому особенности человеческой психики используются компаниями в полной мере. Ухищрения специалистов приводят к тому, что, заглянув на минутку в соцсеть, пользователь не уходит оттуда часами.
Тонкие трюки, например аддиктивный дизайн, разивают нужные привычки. Красный цвет иконки уведомления в Facebook и других соцсетях заставляет нажать на неё вовсе не случайно. Помимо того, что цвет опасности привлекает внимание, включается и принцип вариативности награды (аналогичный тому, что делает столь соблазнительными азартные игры). Пока не нажмешь на иконку, не узнаешь, что ждет: лайки, сообщения или спам.
На этом же принципе основан механизм pull-to-refresh для обновления контента в Twitter. Ожидание, пока загружается информация и пока крутится барабан игрового аппарата, воспринимается мозгом аналогично.
Для расширения своей сети LinkedIn использует психологическую потребность человека отреагировать на инициативу другого; Snapchat стимулирует непрерывное общение среди подростков с помощью аддиктивной функции Snapstreaks; YouTube и Netflix лишили зрителя выбора, внедрив самозапуск следующего видео.
По мнению исследователей, кроме собственно привыкания, у пользователей развивается состояние, получившее название «продолжительное частичное внимание». Оно значительно понижает способность сосредотачиваться и ухудшает когнитивные функции. Мозг настолько перегружен, что появляются усталость, пресыщение, скука, изменения эмоциональной чувствительности, неумение расслабиться, повышенная тревожность. В ещё большей степени это относится к детям, особенно подросткам.
Профессор психологии университета Сан-Диего Джин Твенге, занимающаяся 25 лет исследованиями различий между поколениями, в своем материале для издания The Atlantic называет современных подростков поколением iGen. Оно сформировалось смартфонами и усилением влияния соцсетей. Рожденные после 1995 г. не знают времени без Интернета. Когда появился iPhone, самым старшим было 12 лет. Кроме влияния на устойчивость внимания детей, смартфоны изменили жизнь детей полностью: от сущности социальных взаимодействий до психического здоровья. Подростки стали более эмоционально истощены и уязвимы, о чем говорят показатели депрессии и суицида.
Одними из первых забили тревогу те, кто сам был причастен к созданию технологий. Экс-сотрудники Facebook, Google и Apple объединили усилия для борьбы с угрозой роста зависимости от гаджетов и соцсетей у подростков, основав «Центр гуманных технологий» (Center for Humane Technology)
По мнению одного из участников группы Роджера Макнейми, огромные состояния, которые заработали основатели Google и Facebook на рекламе, исказили их первоначальную благородную миссию. И компании не смогут справиться с наносимым вредом, если не откажутся от существующих рекламных моделей.
Заставить их это сделать может, по мнению Макнейми, государственное регулирование, основанное на моральном императиве. Подобным образом ограничиваются законами действия табачных компаний. Проблема настолько остра, что требует срочного вмешательства. Она уже меняет человеческие отношения, способность общаться и даже политическую систему.
С 2013 г. участники «Центра гуманных технологий» пытаются привлечь внимание IT-компаний и общественности и в настоящее время у них есть конкретные предложения.
Первый проект Центра «Правда о технологиях» расскажет родителям, педагогам и самим подросткам об опасности, которую несет интенсивное использование социальных сетей. Для программистов Центр составит «Учетный журнал вреда» с объяснениями, какого рода технологии они разрабатывают для своих компаний, как манипуляции могут нанести вред или быть аморальными. Также будет лоббироваться в правительстве финансирование исследований и разработка технических решений для того, чтобы оградить юных пользователей от опасных технологий.
Владимир Спиваковский, президент корпорации «Гранд»
Никакой особо вредной зависимости не существует. У каждого поколения свои страхи и паники. Прошлые поколения пережили зависимость от радиоприемников, начиная от постоянного их слушания до запредельного конструирования. И ничего страшного не произошло. Потом льнули к телевизорам, и тоже общество «ворчало». Потом досталось компьютерам, которые объявляли вредными, теперь брюзжание перешло на планшеты и смартфоны. В основном причина – резкое омоложение пользователей, вплоть до самых маленьких детей. А теперь внимание! Что скажут скептики, когда всё, что сейчас есть в планшетах, будет встроено в виде чипов непосредственно в тело человека, даже новорожденного ребенка? Тогда уже никто не будет говорить о «зависимости». Потому что это будет естественным состоянием. Так что нынешний период — лишь только подготовительный.
Лично мне не приходится прилагать усилий, чтобы контролировать время, проводимое в Сети. Скажу по секрету, для меня в социальных сетях не существует так называемого «мусора», на который многие жалуются. Бывает, что даже в попадаемых на глазах бесполезных постах или рекламе оказываются слова или мысли, которыми занят мой мозг. И они дают импульс для развития моих идей. Я отношусь к интернетной информации как к руде, из которой мне предстоит извлечь крупицы «золота». Вот я их и извлекаю. Так что никакое время не пропадает даром.
И моя большая семья проводит с гаджетами много времени, от бабушек и дедушек и до малолетних внуков. И это всем нам дает ощущение синхронизации с событиями в мире и с людьми. Мы активные пользователи социальных сетей, новостных сайтов, а также специализированных подписок. Надо идти в ногу со временем, и даже быстрее. Ведь у меня 60 тыс. подписчиков в Facebook, что обязывает не только не отставать от Информационной эпохи, но и писать актуальные и энергичные тексты.
То же школьное обучение уже не может обходиться только работой учителей и заучиванием из учебников. Теперь многие знания на уроках надо извлекать из гаджетов. Конечно, должна быть четкая установка на то, что гаджеты нельзя использовать на уроке не для текущих уроков. Хотя детям искушения избежать сложно…
Но тут есть еще один секрет. Я, например, приучил себя к многоумениям, думаю, что этот навык может быть полезным и детям. Для этого надо проводить специальные уроки-кейсы, которые стимулируют быстрое переключение внимания с одного дела на другое и обратно, включая филигранное оперирование гаджетом.
Ирина Венгер, семейный психотерапевт
Часто сотрудничаю с ИТ-специалистами и могу с уверенностью говорить, что лучшие специалисты много учатся сами. Различные онлайн-курсы лучших университетов мира сейчас доступны прямо дома. В любой момент времени можно изучить что угодно, от иностранного языка до написания кода. Мы получили мир, полный возможностей.
Увы, прогресс имеет и свою цену. Наш мозг неспроста работает всего на 5%, так устроено для того, чтобы нервная система отдыхала, чтобы хватало времени «отпроцессить» информацию и правильно её распределить в наших собственных «хранилищах памяти». Когда же мы отдыхаем с телефоном в руке, продолжая читать, смотреть картинки, лайкать, переходить по ссылкам, то просто не даём возможности мозгу отключиться и поработать над уже накопленной информацией. Как следствие — истощается нервная система, мозг ведь продолжает работать.
Для детского организма это особенно опасно. Мозг ребёнка находится в стадии активного обучения, перегрузки чреваты усталостью, проблемами со сном, излишней возбудимостью, рассеянным вниманием и ухудшением памяти (мозгу просто некуда складировать информацию).
Но не всегда увлечение соцсетями — это выбор ребёнка. Иногда это просто способ найти единомышленников, когда в реальности общаться особо не с кем. Зачастую ребёнок охотно поменяет гаджет на общение и игры, если выявить истинные интересы.
Не всегда увлеченность играми и соцсетями — зависимость, часто это один из способов занять время. Также ребёнку необходимо «соответствовать» нормам, принятым в его социальной среде, и тогда бесконечный просмотр роликов в ютуб – лишь дань моде, а не зависимость.
Когда же стоит бить тревогу и обращаться за помощью? Когда ребёнок/взрослый настолько увлечён, что пропускает приёмы пищи, не следит за собой, почти не спит, выбирает игру/общение в соцсетях вместо активностей, которые раньше были в приоритете (поход в кино, прогулка, активные виды отдыха, встречи с друзьями), начинает ссориться с близкими, когда просят прерваться, не соблюдает договорённости. Не обязательно, что при наличии всех этих факторов уже развилась зависимость, но специалист поможет установить причины такого поведения и найти выход.
Из собственной практики скажу, что чрезмерная детская увлечённость гаджетами в большинстве случаев сигнализирует, что или в семье, или в школе, или с друзьями что-то пошло не так. И тогда работа должна идти над той сферой жизни, в которой произошёл сбой. У взрослых же компьютерную зависимость не всегда стоит «лечить»: можем потерять гениальных программистов.
Автор: Оксана Ивахненко