Процедуру госзакупок вновь пытаются увести в глубокую тень
Разработанный Минэкономики проект постановления, касающийся регулирования сферы госзакупок, реанимирует Тендерную палату, коммерциализирует деятельность органов власти, делает процесс госзакупок дорогим и ведет к усилению его коррупционной составляющей. По мнению экспертов, проект, появившийся при новом министре Василии Цушко, в его нынешнем виде неприемлем и должен быть радикально пересмотрен.
В распоряжении «і» оказался проект изменений в постановление Кабмина №921 «Об утверждении Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства». Проект, вносящий поправки в действующий документ, появился спустя несколько дней после назначения нового министра экономики.
Напомним, правительственное постановление №921 от 17 октября 2008 г. было призвано временно урегулировать процедуру госзакупок после того, как Верховная Рада отменила закон о закупках товаров и услуг за государственные средства, ветированный тогдашним президентом Виктором Ющенко. А разработанный сейчас — при министре Цушко — проект изменений в это постановление появился после того, как уже президент Виктор Янукович ветировал принятый парламентом 11 февраля с.г. очередной вариант закона о госзакупках (за документ голосовали 245 депутатов, в частности, от Партии регионов и БЮТ). Напомним, глава государства отправил на доработку закон о госзакупках из-за присутствия в процессе закупок потенциальной коррупционной составляющей.
Глава Минэкономики Василий Цушко не понаслышке знаком со сферой госзакупок. В бытность парламентарием господин нынешний министр был в числе ключевых соавторов ветированного Виктором Ющенко закона, допускавшего существование Тендерной палаты (ТПУ) и частных веб-порталов, где публиковались объявления о тендерах. Более того, по словам источника «і» в Кабмине, господин Цушко поддерживает весьма тесные отношения с членами экономического комитета Верховной Рады, которые в последние годы в том или ином виде пытались реанимировать модель ТПУ. Министр экономики назначен в Кабмин по квоте Компартии, а его назначение пролоббировал почетный президент ликвидированной Тендерной палаты коммунист Александр Ткаченко.
«Проект Цушко коммерциализирует деятельность Минэкономики, делает процесс госзакупок дорогим. Вся коррупционная и финансовая нагрузка ложится на Госинспекцию по контролю за ценами, за которой закрепляются полномочия определения правильной рыночной цены осуществления госзакупок»,— характеризует «і» проект документа глава союза общественных организаций «Тендерная палата закупок за средства бюджетов всех уровней» Владислав Зубарь.
Проект постановления внедряет новое для всех процедур закупок правило: закупка товаров, работ и услуг, цены (тарифы) на которые не подлежат госрегулированию, осуществляется по ценам, соответствующим среднерыночным. Рыночную цену, повторим, определяет Госценинспекция, полномочия которой усиливаются рядом положений проекта. Одно из ключевых — пункт №58, гласящий: «Заказчик должен потребовать от участника — победителя тендера, документальное подтверждение соответствия цены тендерного предложения среднерыночным ценам на аналогичные товары, работы и услуги, выданное центральным аппаратом Государственной инспекции по контролю за ценами». По мнению партнера консалтинговой группы «Пруденс» Яны Бугримовой, предоставление Госинспекции права давать документальное подтверждение цены повлечет затягивание процедур и усилит коррупцию в правительстве.
«Учитывая отсутствие порядка определения среднерыночной цены, возникают вопросы. Каким образом госорган будет проводить анализ с целью предоставить подтверждение? Либо как реализовать право на обжалование решения госоргана при отсутствии нормативного порядка, на основе которого такой орган должен действовать при вынесении подобного решения»,— недоумевает Яна Бугримова.
Если участник отказывается предоставить подтверждение, заказчик обязан отклонить его тендерное предложение и определить следующее, наиболее выгодное из оставшихся. «Это повышает риск злоупотреблений и дополнительных поборов с участников тендеров. Такая поправка по факту легализирует формальные справки, выдаваемые Госинспекцией по контролю за ценами, что не сделает процедуру прозрачнее и дружественнее по отношению к участникам. Неполучение данной справки фактически блокирует участие в тендере»,— говорит «і» старший юрист адвокатской компании Arzinger Павел Нуржинский. Он подчеркнул, что это предложение противоречит позиции Еврокомиссии и Всемирного банка, которые в прошлом году рекомендовали Кабмину упростить тендерные процедуры и сделать их более прозрачными. Это замечание, кстати, и дало Виктору Януковичу повод ветировать закон о госзакупках. По мнению опрошенных «і» юристов, сама Госинспекция по контролю за ценами как госорган, не имеющий независимого статуса, не может быть заинтересована в пользу того или иного участника тендера.
Выдача же справки о том, что цена явно завышена, повлечет убытки для государства в виде переплаты госсредств за закупленные товары, работы и услуги. «Кроме того, участники должны будут сделать невозможное — за день получить справку по ценам. Обычно на выдачу таких документов необходимо больше времени — от десяти до двадцати дней. Сама инспекция не сможет за один день составить такую информацию: для этого ей понадобится от месяца до трех. Это означает, что такую услугу наверняка смогут оказывать какие-то коммерческие структуры, которые быстро появляются при паспортных столах и других госучреждениях, паразитируя на госорганах. Вот вам и прототип Тендерной палаты»,— говорит господин Зубарь.
Дальше — больше. Авторы документа расширяют перечень органов, имеющих право обжаловать в Минэкономики незаконность процедуры закупок, включив в список Верховную Раду, ее комитеты и следственные комиссии. «Это может привести к искусственному затягиванию процесса любой процедуры госзакупки. Кроме того, неясно, о каких субъектах речь,— Рада в целом или народный депутат в отдельности, следственные комиссии как органы или же члены этих комиссий?» — говорит госпожа Бугримова.
Но и это еще не все. Авторы документа без аргументации предлагают Минэкономики исключить НАК «Нефтегаз Украины» из общих правил закупки финансовых услуг. В частности, проект исключает из перечня товаров, на которые не распространяются процедуры закупки, услуги, «связанные с привлечением и размещением финансовых ресурсов, внесением изменений в договор об их привлечении и размещении предприятиями и/либо заменой финансовых обязательств, эмитированных или приобретенных с целью привлечения финресурсов». Согласно проекту, на НАК эта норма распространяться не должна.
«Авторы постановления параллельно с принятием документа настаивают на отмене ряда нормативных актов, которые предоставляли определенные льготы отдельным секторам. По этим постановлениям закупки часто проводились без конкуренции. Если эти документы утратят силу, то закупщиков, которые проводили закупки вне конкуренции, сложно будет привлечь к уголовной ответственности»,— подчеркивает господин Зубарь. Обратим внимание, что речь идет о попытке аннулировать ни много ни мало — 116 нормативных актов.