Идиллия в газовых отношениях Киева и Москвы может быть нарушена
В ее основе — ситуативные политические договоренности, а не экономический расчет.
Сотрудничество с российским «Газпромом» по поставкам и транзиту газа все чаще становится топовой темой в выступлениях премьера Юлии Тимошенко и ее соратников. Не стал исключением и саммит Ялтинской европейской стратегии, прошедший в минувшие выходные.
Это мероприятие госпожа Тимошенко использовала для того, чтобы в очередной раз донести свои тезисы политической и деловой элите, прибывшей в Крым из стран дальнего и ближнего зарубежья. В частности, она выразила уверенность, что в начале 2010 г. удастся избежать очередного газового конфликта с Россией, который может привести к перебоям в поставках газа украинским и европейским потребителям. «В первый раз отпразднуем Новый год и Рождество дома по-нормальному. Я — точно не в аэропорту и не в «Газпроме»,— сказала премьер. По ее словам, предпосылки для газовых конфликтов между странами отсутствуют: Украина располагает запасами газа в подземных хранилищах перед отопительным сезоном в размере 25 млрд. куб. м и потребление импортного газа по итогам 2009 г. снизится до 27 млрд. куб. м (в 2008 г. составляло 53 млрд. куб. м). Кроме того, госпожа Тимошенко считает, что ценообразование в отношениях «Газпрома» и «Нефтегаза Украины» строится на «рыночных условиях», поскольку стоимость голубого топлива определяется поквартально с учетом изменений на рынке нефтепродуктов, к которым привязана цена газа.
Однако этих условий недостаточно, чтобы отношения «Газпрома» и «Нефтегаза» считались рыночными. По мнению консультанта правления «Газпром банка» Андрея Конопляника, который будучи замгенсекретаря Энергохартии в Брюсселе зимой 2005-2006 гг. участвовал в урегулировании газового конфликта между Москвой и Киевом, украинско-российские газовые договоренности на данный момент основаны на «полурыночном» уровне цены на газ для украинских потребителей, поскольку до 2011 г. действует условие о трехлетнем переходном периоде. «Чрезвычайно важно понимать, что «рыночный уровень» контрактных газовых цен не есть величина постоянная. Она есть результат действия ценовой формулы и поэтому подвержена колебаниям, хотя и сглаженным»,— сказал «i» господин Конопляник.
Определенные неточности в экономических трактовках Юлии Тимошенко не помешали ее другу, бывшему послу России в Украине Виктору Черномырдину высказаться в поддержку тезиса об отсутствии предпосылок для очередного обострения в газовом сотрудничестве между Москвой и Киевом. «Думаю, что больше новогодних плясок не будет. Правительство Украины может спокойно праздновать и Новый год и Рождество»,— сказал господин Черномырдин. Он отметил, что в России прекрасно понимают экономические сложности в Украине и поэтому идут на определенные уступки: «Газпром» рассчитался с «Нефтегазом» за транзит газа по первый квартал 2010 г. и не применял штрафные санкции за недобор Украиной газа в 2009 г.
Очевидно, эти обстоятельства позволили Юлии Тимошенко публично принести извинения странам Европы за дискомфорт, который им принес «процесс перехода на рыночные механизмы в газовой сфере» между Россией и Украиной, и заверить, что такая ситуация не повторится.
Андрей Конопляник считает естественным, что «Газпрому» и «Нефтегазу» не получается мгновенно перейти на отлаженные рыночные отношения. «Но я исхожу из того, что и в «Нефтегазе», и в «Газпроме», в энергетических ведомствах и правительствах обеих стран действия направлены на то, чтобы найти равновесные действующие механизмы. Пока этот поиск происходил в значительной степени интуитивно. Но интуитивность все больше опирается на выверенные европейской и российской практикой экономические реалии, которые дают возможность постепенно снижать риски и ошибки, постепенно увеличивать темп нахождения равновесных решений»,— отметил он.
А Михаил Корчемкин из East European Gas Analysis считает, что по существу прав президент Украины Виктор Ющенко, который заявил, что действующее газовое соглашение с Россией можно пересмотреть в любой момент. «В договоре нет ни одного пункта, который не ущемлял бы интересов Украины и «Нефтегаза». Жаль, что переговоры ведутся на уровне правительств, а не компаний. Политизация газовых отношений очень мешает достижению взаимовыгодных соглашений»,— сказал «i» эксперт.