Член правления ЗАО «Крымский Титан» Игорь Лазакович рассказал об особенностях добычи титановых руд в Украине
В следующем году заканчивается срок аренды Иршанского ГОКа и Вольногорского ГМК группой OstChem Holding Дмитрия Фирташа. О специфике работы этих предприятий и об особенностях добычи титановых руд в нашей стране «і» рассказал Игорь Лазакович, член правления ЗАО «Крымский Титан».
Вопрос: Последние годы каждое правительство считает своим долгом заявить о планах по объединению активов титановой отрасли. Почему этого до сих пор еще не произошло?
Ответ: Наработки Минпромполитики не представлены для ознакомления, поэтому выскажу свое личное мнение. Дело в том, что, по сути, титановая промышленность неоднородна, ее можно разделить на производство порошка — диоксида титана (TiO2) для лакокрасочной промышленности и металлургическое производство, продукцией которого является титан как металл. Эти две производственные цепочки схожи между собою на этапе обеспечения сырьем, но не более. Конечный продукт производят разные предприятия, каждое из которых имеет своих специфических потребителей. Мне кажется, что необходимости для создания над ними дополнительной надстройки нет.
В: Украинское законодательство позволяет создать единый холдинг?
О: Это компетенция правительства Украины. Но необходимо понимать, что сегодня титановые активы имеют разный юридический статус. Сырьевые активы государства — Иршанский ГОК и Вольногорский ГМК — находятся до сентября 2009 г. в аренде у производителя TiO2 — «Крымского Титана». Тот, в свою очередь, является совместным предприятием государства и международной группы OstChem Holding. Еще один производитель диоксида титана — «Сумыхимпром» — имеет форму ОАО. «Запорожский титаномагниевый комбинат» — казенное предприятие. Даже для формального объединения этих предприятий необходимо выполнить множество бюрократических процедур, которые за среднюю продолжительность каденции одного украинского правительства очень сложно решить.
В: Но помимо приведения всех активов к общему юридическому знаменателю необходимо заручиться согласием и OstChem Holding? Вам было бы интересно такое объединение?
О: Повторюсь: мы не знакомы с наработками Минпромполитики. Очень сложно загадывать наперед, не зная, что именно тебе собираются предложить. Мы понимаем стремление государства интенсифицировать развитие предприятий титановой отрасли. Здесь присутствует бизнес-логика, ведь государство как акционер стремится получать от своих активов максимум выгоды. Но конкретно оценивать перспективы создания такой структуры без внятного бизнес-плана крайне преждевременно. Поэтому сегодня не существует ответа «да» или «нет».
В: Как получилось, что OstChem Holding практически монополизировал добычу титановых руд в Украине?
О: Во-первых, не монополизировал. Иршанский ГОК и Вольногорский ГМК являются государственными предприятиями. Мы лишь арендуем их производственные мощности, за что исправно перечисляем арендную плату, и выполняем обязательства, гарантирующие стабильное развитие всей титановой отрасли. Например, мы обязаны и ежегодно поставляем не менее 120 тыс. т концентрата ильменита (титанового сырья) на «Сумыхимпром». Во-вторых, давайте не забывать, что в 2004 г. титановая отрасль находилась в глубоком кризисе, из нее банально выкачивались деньги, и OstChem Holding был единственным инвестором, который предложил государству приемлемый выход из ситуации. За прошедшие четыре года мы инвестировали в разработку титановых руд более 80 млн. грн., при этом производство товарного ильменита выросло более, чем в два раза.
В: Что будет после сентября 2009 г., когда аренда закончится?
О: Сейчас государственные органы изучают целесообразность продления договора с нами. OstChem Holding, разумеется, заинтересован в этом. Наша аргументация — реальные инвестиции холдинга в титановую отрасль: наращивание производства ильменитов, постоянная модернизация предприятий, качественное улучшение переработки титановых руд. Ведь OstChem не просто эксплуатирует мощности того же Иршанского ГОКа, а расширяет их, задействуя собственные ресурсы, технику, технологии. По нашим предварительным подсчетам, если OstChem Holding уйдет с Иршанского ГОКа, его производство упадет вдвое — с 450 до 216 тыс. т ильменита в год.
В: Претендуют ли другие компании на мощности добывающих предприятий?
О: Мне об этом ничего неизвестно. По большому счету, сегодня реальных конкурентов в этом сегменте бизнеса у OstChem Holding нет. Помимо Иршанского ГОКа и Вольногорского ГМК, добычей ильменитовых руд занимается предприятие «Валки-ильменит», которое входит в нашу структуру. Также мы, используя новейшие мировые технологии, завершаем строительство Междуреченского ГОКа стоимостью 135 млн. грн., который будет производить более 80 тыс. т ильменита — около трети годовой потребности ЗАО «Крымский Титан».
В: Можно ли говорить о том, что вы создаете собственную сырьевую базу?
О: Не совсем. И «Валки-ильменит», и Междуреченский ГОК — совместный бизнес с государством. В каждом из предприятий корпорации «Украинские полиметаллы» принадлежит блокирующий пакет. Хотя, конечно, инвестором выступает исключительно OstChem Holding. Давайте говорить откровенно: сегодня у государства собственных средств на развитие титановой промышленности нет.
В: Государственное участие в проектах не избавляет вас от конфликтов? Не так давно СМИ сообщили, что Минприроды вынудило вас приостановить строительство Междуреченского ГОКа.
О: Конфликта как такового нет, существуют коллизии в законодательстве Украины. Так, принятые 3 июня Радой поправки в Земельный кодекс позволяют нам в рамках лицензии получать земельные участки для добычи руд без аукционов и прочих дополнительных условий. Но все правительственные разрешительные органы, в том числе и Минприроды, ориентируются на распоряжение Кабмина №610 от 10 апреля 2008 г., которое запрещает менять целевое назначение земельных лесных участков. Ильменитовые залежи находятся в Житомирской области, подавляющее большинство площади которой — лесные массивы. В результате Иршанский ГОК не может продолжать работы на уже действующих месторождениях, а Междуреченский ГОК — даже начать строить карьер.
В: Каким образом вам предлагают решить создавшуюся коллизию?
О: На уровне Минприроды решить проблему невозможно. Правительственные чиновники не могут игнорировать распоряжение Кабмина, даже при том, что поспешное принятие этого решения подменило его суть. Ведь распоряжение №610 было направлено в первую очередь на борьбу с незаконной вырубкой лесов под строительство коттеджей и подразумевало доработку существующей нормативной базы по отведению лесных участков. Но последний пункт распоряжения проигнорирован. Запрет до сих пор действует, и никто не хочет брать на себя ответственность, чтобы решить этот вопрос.
В: Вы уже предпринимаете какие-то шаги, чтобы разблокировать ситуацию?
О: Не только мы, но и Житомирская облгосадминистрация. Проблема ведь касается не только OstChem Holding, пострадает в результате целый регион. Помимо ильменитовых залежей на Житомирщине добывают граниты, апатиты. Остановка этих предприятий в преимущественно аграрной области будет означать напряжение социальной обстановки. Ведь снижение объемов производства неизменно приводит к сокращению рабочих мест.
Ситуация доходит до абсурда: регион срывает план по подготовке к Евро-2012, потому что не может расширить окружную дорогу вокруг Житомира — для этого необходимо изменить целевое назначение и вырубить около 30 га леса. Поэтому, насколько мне известно, несколько недель назад губернатор Житомирской области обратился уже напрямую к премьер-министру с просьбой урегулировать земельный вопрос. Мне остается только надеяться, что летнее снижение политической активности позволит правительству уделить больше внимания экономическим вопросам. Потому что проблему выделения участков для добычи ильменита необходимо решать оперативно, иначе уже в 2009 г. титановую отрасль ждет негативный результат.
В: Можно ли сейчас предположить, каковы будут последствия?
О: Добывающие предприятия будут постепенно вырабатывать существующие участки, не открывая новых, что приведет к снижению производства концентрата ильменита. Только Иршанский ГОК будет вынужден снизить добычу на 120 тыс. т, то есть около трети объема годового производства, не сможет запуститься Междуреченский ГОК. Соответственно, снизятся поставки на украинские титановые предприятия. В результате несогласованности государственных органов пострадают производители диоксида титана, государственные предприятия «Крымский Титан» и «Сумыхимпром».
В: Смогут ли производители TiO2 восполнить дефицит сырья импортом?
О: Теоретически возможны закупки австралийского или индийского ильменита. Однако, во-первых, стоимость его доставки в Украину приведет к удорожанию сырья как минимум на 30% за счет высокой стоимости фрахта и существенно скажется на себестоимости украинского диоксида титана. Во-вторых, нет уверенности, что в тот момент на рынке будут в наличии свободные объемы ильменита — это сырье обычно контрактуется на 5-10 лет вперед. Никто также не сможет гарантировать, что качественные характеристики сырья из Индии или Австралии будут соответствовать стандартам украинских заводов. Да и, в принципе, это абсурдно, если один из мировых экспортеров ильменита — Украина — начнет сам его закупать.
В: У вас есть предложения правительству, которые могут поспособствовать положительному решению вопроса?
О: Какие предложения? Мы же не торгуемся. Украинское законодательство четко регламентирует обязательства добывающей компании, если она начинает работать в лесу. Уже в проекте освоения месторождения содержится детальный план по рекультивации местности. Простыми словами, мы берем лесной участок, вырубаем лес, строим карьер, добываем ильменит, выравниваем землю, оплачиваем посадку саженцев — и возвращаем государству новый лес.
Какие теневые схемы устраняет распоряжение №610 в данном случае? Просто кто-то на этапе подготовки этого документа, не разобравшись в специфике вопроса, уравнял частные злоупотребления и государственный интерес. Я не хочу сегодня давать оценки действиям чиновников. Однако нас не устраивает ситуация, при которой публично заявляется забота о титановой промышленности, а в реальности все наши усилия и инвестиции для ее развития сводятся на нет.
Игорь Васильевич Лазакович родился в 1961 г. в Лисичанске (Луганская обл.). Окончил Ворошиловградский машиностроительный институт и НТУ «Харьковский политехнический институт», специальность — менеджер-экономист. Прошел путь от мастера по ремонту оборудования до заместителя начальника производства КХЗ «Заря» (г. Рубежное Луганской обл.). Работал на руководящих должностях на химических предприятиях в России. С 3 августа 2006 г. — член правления, заместитель председателя правления ЗАО «Крымский Титан». В OstChem Holding курирует направление добычи титановых руд. Женат, воспитывает сына и дочь.