Парламентарии еще торгуются о судебной реформе

9 июля 2008, 0:00
no image

В сегодняшних сиюминутных раскладах регионалы рассматривают реформу как предмет для торга с Юлией Тимошенко

Судьба судебно-правовой реформы остается в подвешенном состоянии. Возможность ее принятия перекрывают события общегосударственного масштаба, связанные с отставкой правительства Юлии Тимошенко. В сегодняшних сиюминутных раскладах регионалы рассматривают реформу как предмет для торга с Юлией Тимошенко. Точнее — ее шантажа.

«Сейчас реализовывается, условно, «вариант № 1». Он не предусматривает использование судебно-правовой реформы для чего-то большего, чем торги. При этом нынешняя реформа устраивает лидера фракции Виктора Януковича. Об этом он нам сам сказал»,— подчеркнул один депутат-регионал. Представители ПР отмечали, что голосование за реформу имеет свои особенности по сравнению с голосованием за отставку правительства — достаточное количество депутатов от НУНС должно сплотиться вокруг президента, который желает положительного голосования за реформу.

В то же время в НУНС демонстрируют полный разнобой во мнениях. Председатель фракции Вячеслав Кириленко с парламентской трибуны обтекаемо сказал, что «в случае отсутствия блокирования любой из сторон мы можем на этой неделе хотя бы обозначить ключевые для страны вопросы». В том числе речь шла о «начале судебной реформы». Но замглавы фракции НУНС Тарас Стецькив (квота «Народной самообороны») отметил, что, по его мнению, большинство депутатов фракции занимает негативную позицию по поводу судебно-правовой реформы в ее нынешнем варианте. А один из главных сторонников реформы, первый зампредседателя комитета Рады по правосудию Юрий Кармазин (НУНС) сообщил, что в его фракции нет единой позиции: «Я в любом случае буду голосовать за законопроект, поскольку нельзя дальше продолжать вакханалию — нужно остановить приватизацию судебной ветви власти».

Но депутаты от ПР, перестраховываясь от форс-мажоров в НУНС, намекают на наличие у них определенного резерва голосов в БЮТ. Всего, по их мнению, насчитывается около 235-237 парламентариев, готовых поддержать реформу. О том, что голосов для ее проведения хватает, не таясь говорили и в БЮТ. Разговор с депутатами от этой фракции начинался со слов: «Ситуация — хуже некуда». Но они категорически отвергают, что кто-либо из их фракции проголосует за реформу.

Важный нюанс состоит в том, что в стане регионалов определенное количество депутатов осознает, какой вред может принести такое неожиданное и глобальное изменение правил игры в судебной системе. Да и никто еще не заканчивал предметный разговор с председателем Верховного суда (ВС) Василием Онопенко, который постоянно ассоциируется у регионалов с БЮТ. Беседа касается полномочий ВС по пересмотру решений ВХСУ, будущего председателя ВХСУ, дела по «Днепрэнерго» и пр.

В случае принятия законопроекта, объединившего новые редакции законов о судоустройстве и о статусе судей, у ПР есть несколько вариантов развития событий. Магистральный вариант — договориться с БЮТ уже осенью начать процедуру внесения изменений в Конституцию. При этом восьмой раздел «Правосудие» меняется настолько, что судебно-правовая реформа становится неактуальной. Другой путь — отменять неконституционные моменты законопроекта через Конституционный суд (КС). Прежде всего это касается положения о том, что председателей судов и их заместителей будет назначать президент по представлению Высшего совета юстиции. В том числе речь идет об участии президента в назначении председателя ВС. Но сложности с КС могут возникнуть из-за того, что при нынешних кадровых раскладах в нем сложно оперировать без учета мнения главы государства.

Законопроект, предусматривающий внесение изменений в законы о судоустройстве и о статусе судей, является плодом договоренностей между президентом и Партией регионов. Данная реформа лишает ВС статуса кассационной инстанции и превращает его фактически в «английскую королеву» в системе отечественных судов. Создаются четыре замкнутые вертикали специализированных судов: административная, хозяйственная, уголовная и гражданская. Состав ВС уменьшается в несколько раз, а его председатель назначается при участии президента. Полномочия по назначению председателей судов и их замов снова возвращаются к президенту, хотя такой порядок назначения КС прошлым летом признал неконституционным.

Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи