ОАО «Укртранснефть» хочет, чтобы Кабмин передал в его управление госимущество ряда предприятий...
Оператор магистральных нефтепроводов ОАО «Укртранснефть» хочет, чтобы Кабмин передал в его управление госимущество, которое находится на балансе ряда предприятий. Среди них — Феодосийская нефтебаза, контроль над которой позволит влиять на топливный рынок. Эксперты подозревают «Укртранснефть» в лоббировании интересов третьих лиц.
По инициативе руководства «Укртранснефти», Минтопэнерго подготовило на рассмотрение Кабмина проект распоряжения (имеется в распоряжении «і»), которым предлагается передать в управление оператору магистральных нефтепроводов имущество некоторых госпредприятий. В список, в частности, попали «Укртранснефтепродукт», Лисичанское управление магистральных нефтепродуктопроводов, Бориспольское предприятие магистральных нефтепродуктопроводов, Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами, проектный институт «Укргипронефтетранс», производственная фирма технологической связи «Укрнефтесвязь». Переданное имущество будет закреплено за «Укртранснефтью», останется в госсобственности и не будет приватизировано. Минтопэнерго должно обеспечить контроль над эффективностью его использования. В пояснительной записке к проекту распоряжения говорится, что передача имущества в управление «Укртранснефти» позволит минимизировать расходы на эксплуатацию и развитие системы магистральных нефтепродуктопроводов, обеспечит условия для создания стратегического резерва нефти и нефтепродуктов, создаст благоприятные условия для привлечения кредитных ресурсов в развитие трубопроводов.
«Прежде всего надо дать оценку, насколько эффективно «Укртранснефть» управляет теми объектами, которые у нее уже имеются. При компании уже создана дочерняя структура, которая управляет нефтепродуктами. Но пока ее руководство не продемонстрировало какого-то эффективного менеджмента. Может, какая-то деятельность и ведется в глубокой секретности. Но за два годя ее существования прогресса я не увидел»,— сказал «і» президент Киевского международного энергетического клуба Александр Тодийчук.
Исполнительный директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн обратил внимание, что от системы нефтепродуктопроводов фактически ничего не осталось. Он полагает, что слова чиновников о необходимости консолидации нефтетранспортных активов, создании системы хранения топлива — не более, чем ширма для получения контроля над конкретным государственным предприятием, о котором в последнее время фактически ничего не говорят.
«Речь идет о присутствующем в списке резко понадобившегося «Укртранснефти» Феодосийского предприятия по обеспечению нефтепродуктами, или Феодосийской нефтебазе. В отличие от раскраденных трубопроводов, которые хочет себе переподчинить «Укртранснефть», Феодосийская нефтебаза — это реальный дорогостоящий актив. И не только в материальном плане, но и стратегическом. Это последние и единственно оставшиеся государственные морские ворота Украины для поставок нефтепродуктов с моря или на море»,— сказал господин Куюн. По его словам, остальные крупные перевалки в Ильичевске и Одессе контролируются группой «Приват», поэтому Феодосия является единственной альтернативой: «Эта перевалка способна не только приносить хорошие деньги, но и влиять на внутренний рынок топлива в целом. Учитывая растущие объемы импорта, влияние на морские перевалки трудно переоценить. Отказ в приеме грузов позволяет влиять на деятельность импортеров и НПЗ, зарабатывать не только на тарифе, но и стимулировать людей к определенным коррупционным действиям».
По информации «і», руководство Феодосийской нефтебазы обратилось в Минтопэнерго с просьбой исключить предприятие из списка, чтобы оно осталось самостоятельным хозяйствующим субъектом, неподконтрольным «Укртранснефти».
Руководство «Укртранснефти» и НАК «Нефтегаз Украины», которой подконтрольна «Укртранснефть», отказали «і» в комментарии по поводу планируемой передачи госимущества.
«Отсутствие открытого публичного лоббирования, которое бы прояснило реальные цели «Укртранснефти», позволяет говорить о возможном намерении перераспределить в свою пользу немногочисленные оставшиеся государственные активы. Я не исключаю, что перевалка на самом деле нужна определенным третьим лицам, но делается это руками «Укртранснефти»,— сказал Сергей Куюн.
Он сомневается, что «Укртранснефть» сможет усовершенствовать работу Феодосийской нефтебазы: «Не секрет, что «Укртранснефть» не обладает сегодня собственными финансовыми ресурсами и не имеет возможностей привлечь достаточные кредитные средства, чтобы направить их на развитие объекта. Компания входит НАК «Нефтегаз Украины», а ее финансовое положение всем хорошо известно».
Такого же мнения придерживается и Александр Тодийчук. Он обратил внимание, что прежде чем передавать объекты в управление «Укртранснефти», надо потребовать от руководства компании предоставить стратегию их развития. «Иначе получается, как в одесском анекдоте: «Изя, вы играете на скрипке? — Не знаю, не пробовал».
Эксперты прогнозируют, что в дальнейшем борьба за влияние на Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами будет усиливаться. Скрытая борьба за этот объект идет с середины 1990 гг. К примеру, в 1997 г. «Лукойл» поставил по договору с крымским правительством дизельное топливо для аграриев полуострова. Но расчеты не были произведены. И руководство российской компании стало намекать на возможность погасить задолженность через передачу Феодосийской нефтеперевалки. Однако впоследствии, благодаря личному вмешательству президента Леонида Кучмы, вопрос был снят с повестки дня.
Следующий конфликт был в начале 2000 г., когда активизировался «Юкос». Компания в то время успешно развивала свою деятельность и освоила украинское направление нефтетранзита. Благодаря «Юкосу» перевалка в Феодосии получила вторую жизнь. После того как ее покинули казахи, которым там стало дорого переправлять свою нефть, пришел «Юкос» и загрузил нефтебазу большими объемами. Российская компания лоббировала передачу Феодосийской нефтеперевалки в свою собственность, было даже создано СП, предусматривающее расширение ее мощностей. Но потом, как известно, деятельность «Юкоса» была парализована вмешательством государства, компанию впоследствии объявили банкротом, а ее владельца Михаила Ходорковского российские власти привлекли к уголовной ответственности якобы за уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах. Поэтому планы «Юкоса» в Украине оказались нереализованными.
Во всем мире перекачка нефтепродуктов трубопроводами очень распространена, потому что это безопасно и дешево. Современные технологии позволяют по одному трубопроводу последовательно перекачивать разные сорта и марки топлива. «Такие уникальные возможности, а также постоянно растущие железнодорожные тарифы теоретически предопределяют перспективность восстановления украинской системы нефтепродуктопроводов, несмотря на потребность в немалых капиталовложениях»,— сказал «і» Сергей Куюн. Он считает, что крупные производители топлива, как, например, «Укртатнафта» или Лисичанский НПЗ были бы заинтересованы в создании такой системы и могли бы принять финансовое участие в строительстве.
Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами выполняет работы по перевалке светлых нефтепродуктов и сырой нефти. Мощность — около 12 млн. т в год. В августе 2005 г. Кабмин принял решение предоставить в пользование Феодосийской нефтебазе акваторию Феодосийского залива.
За последние годы на предприятии для увеличения интенсивности перевалки модернизирован и расширен резервуарный парк, введены в строй дополнительные железнодорожные эстакады. Там существует плавучий причал с подводным трубопроводом, который позволяет большим танкерам подходить к берегу и прямо на воде перекачивать ресурсы. От рентабельности его работы во многом зависит доходная часть бюджета не только Феодосии, но и всего Крымского полуострова.