КC подарил СНБО президенту

no image

Сегодня в отношении Конституционного суда многие опытнейшие юристы употребляют одно страшное слово — размен...

Сегодня в отношении Конституционного суда (КС) многие опытнейшие юристы употребляют одно страшное слово — размен. КС, находясь в центре противостояния двух правящих сил, по очереди выдает решения, выгодные либо президенту, либо его оппонентам. Другие юристы говорят жестче — суд в последнее время определил свою политическую ориентацию.

Вчерашнее решение КС, касающееся скрепления подписями премьера и ответственного министра (контрассигнации) актов президента в качестве главы СНБО, фактически отдало Совбез в единоличное пользование главы государства (см. справку). Так считает источник «і» в Верховном суде, хорошо владеющий ситуацией в КС. «Президент теперь без контрассигнации может вводить в действие решения СНБО и проводить кадровые перестановки в этом органе. Они просто взяли и подарили СНБО президенту. Добавили власть президенту, если хотите. Теперь уже не закон, а КС регулирует все вопросы. Никакого размена здесь нет — они явно открыли, кому хотят служить. Они сделали свой выбор. А конституционный контроль не предполагает предпочтения какой-либо политической партии. Все это делает КС политически опасным органом — мы ведь заведомо можем знать решения, которые КС будет принимать!»— подчеркнул источник. Источник не согласен, что не нужно контрассигновать акты президента, связанные с кадровыми назначениями в СНБО, поскольку это акты индивидуального характера: «Извините, но назначение судей КС на должность контрассигнуется! А ведь это тоже акты индивидуального характера. Этот момент очень больно задевает самих судей КС». Источник считает, что в конечном итоге речь вообще может идти о том, чтобы избавить президента от необходимости контрассигнации правительства по вопросам глав госадминистраций. «Для дискреционных полномочий одного лица открывается полный простор. Создается опаснейший прецедент игнорирования нормы Конституции, в которой сказано, какие акты контрассигнуются. И это не дело суда — решать, целесообразно это или нет»,— резюмировал источник.

Вчера после оглашения решения КС по СНБО произошло еще одно примечательное событие — судья-докладчик Павел Ткачук не вышел на пресс-конференцию. По данным «і», господин Ткачук (ранее работал помощником народного депутата Александра Мороза) подал свой проект решения, но судьи отвергли его и приняли в итоге документ, поданный Дмитрием Лылаком (назначен Виктором Ющенко, открыто защищал конституционность указов президента о роспуске парламента). Павел Ткачук не захотел получать мощную порцию неприятных вопросов по чужому проекту решения. По данным «і», президент может сегодня рассчитывать на лояльность минимум 8-9 судей КС.

Ранее источники «і» в секретариате президента сообщали, что сейчас КС, вероятно, готовят к принятию каких-то определенных решений. «В КС происходят странные вещи. Из кабинета председателя КС Андрея Стрижака практически не выходит замглавы секретариата президента Марина Ставнийчук. Госуправление делами недавно выделило господину Стрижаку одну из лучших госдач в Пуще Водице, которую раньше вообще никому не давали. Дела, по которым КС в последнее время начинает производство, тоже наталкивают на определенные размышления»,— отмечал один из источников.

Комментировать решение КС без примеси ругательных слов у многих юристов просто не получалось. «Все акты, связанные с деятельностью президента в качестве главы СНБО, подлежат процедуре контрассигнации. Там же прямая норма Конституции: прямо предусмотрена контрассигнация. Это они как компенсацию за референдум приняли такое решение?»,— заявил юрист, близкий к секретариату президента. Он считает, что последствия этого решения КС ужасны: «СНБО в целях национальной безопасности может принимать решения, требующие выполнения. А для этого необходимы средства в бюджете. Другими словами, решение СНБО может привести к определенным материально-экономическим последствиям. Для этого и было сделано предостережение, что нужны подписи премьера и министра, ответственного за выполнение решения».

Пункт 4.2 мотивировочной части решения КС гласит: «В аспекте конституционных представлений КС исходит из того, что отдельно определенные в ст. 107 Конституции полномочия президента могут реализовываться без применения требования ч. 4 ст. 106 Конституции». Акты президента, изданные в рамках его полномочий как главы СНБО, подлежат контрассигнации согласно ч. 4 ст. 106. Логика решения КС такова, что отныне акты президента, связанные с кадровыми решениями в СНБО и введением в силу решений СНБО, не должны проходить процедуру контрассигнации.


Оставить комментарий:
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Все статьи